г. Тюмень |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А75-1745/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" на решение от 08.07.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 30.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-1745/2014 по исковому заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, 69, ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002) к закрытому акционерному обществу "Нефтьстройинвест" (628681, город Мегион, улица Южная, 11, 1, ОГРН 1098605000658, ИНН 8605022050) о взыскании 671 869 руб.
В заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" - Сельницын А.А. по доверенности от 14.10.2014.
Суд установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба охраны окружающей среды) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Нефтьстройинвест" (далее - общество, ЗАО "Нефтьстройинвест") о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 671 869 руб.
Решением от 08.07.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 30.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковое требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ЗАО "Нефтьстройинвест" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового требования.
Податель кассационной жалобы не согласен с выводом судов о том, что обществом осуществлялась заготовка древесины по договору аренды лесного участка от 17.11.2011 N 147/1105 с нарушением границ отвода лесосек.
В отзыве на кассационную жалобу служба охраны окружающей среды просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляло заготовку древесины в границах территориального отдела - Мегионского лесничества Октябрьского участкового лесничества квартал 182 на основании договора аренды лесного участка от 17.11.2011 N 147/11-05.
По результатам обследования территории Октябрьского участкового лесничества и проведения инструментальной угломерной съемки государственными инспекторами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с участием представителя лесничества выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений в выделах 35, 36, 49, 50, 51 квартала 182 в объеме 176,09 мi, о чем составлен акт от 10, 11, 15 октября 2013 N 02-719 (с приложением фотоматериалов).
Претензией службы охраны окружающей среды от 11.12.2013 N 287-ЛН/2013 обществу предложено в течение 30 дней со дня ее получения возместить причиненный лесам ущерб в сумме 671 869 руб.
Поскольку обществом в добровольном порядке не возмещен вред, служба охраны окружающей среды обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта причинения вреда, причиненного лесам, в результате неправомерных действий общества. При этом суды признали правильным произведенный службой охраны окружающей среды расчет ущерба.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии со статьей 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Согласно пункту 18 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила N 337), в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 337 отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом был произведен отвод части площади лесного участка с превышением объема, указанного в правоустанавливающих документах (материалы отвода и таксации лесосеки, лесная декларация, технологическая карат на разработку лесосеки), и вырубка лесных насаждений сверх разрешенных и заявленных величин на площади 1, 112 га.
Указанные обстоятельства подтверждаются договором аренды лесного участка от 17.11.2011, актом приема-передачи лесного участка в аренду, актом о приемке выполненных работ по отводу и таксации лесосеки от 14.03.2012, акт осмотра мест рубок от 14.08.2013, результатами плановой углоизмерительной съемки границ лесосеки на материалы лесоустройства в программе ЛесГИС, актом обследования от 10, 11, 15 октября 2013 года, карточкой N 87050030301820402 дешифрования мест использования лесов филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект".
В силу пункта 2 статьи 100 ЛК РФ размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется по таксам и методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что расчет ущерба произведен службой охраны окружающей среды в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" и от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Расчет ущерба судами проверен и признан правильным.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковое заявление службы охраны окружающей среды о взыскании с общества ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 671 869 руб.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.07.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 30.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1745/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
...
В силу пункта 2 статьи 100 ЛК РФ размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется по таксам и методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что расчет ущерба произведен службой охраны окружающей среды в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" и от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Расчет ущерба судами проверен и признан правильным."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2014 г. N Ф04-12103/14 по делу N А75-1745/2014