г. Тюмень |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А70-13012/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2014 (судья Безиков О.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-13012/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича (ОГРНИП 313723233200229) к Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (625002, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, д. 24, ИНН 7202029213, ОГРН 1027200857980) о признании незаконным бездействия, заключающегося в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого А.В. от 31.10.2013 о предоставлении в собственность земельного участка примерной площадью 2 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 41, образуемого за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:394 и части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:395, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе).
Другие лица, участвующие в деле: Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени.
В заседании принял участие представитель Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени Луценко В.С. по доверенности от 21.07.2014 N 46.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - ИП Крицкий А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (далее - департамент) о признании незаконным бездействия, заключающегося в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению ИП Крицкого А.В. от 31.10.2013 о предоставлении в собственность земельного участка примерной площадью 2 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 41, образуемого за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:394 и части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:395, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе); обязании департамента изготовить и утвердить схему расположения земельного участка примерной площадью 2 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 41, образуемого за счет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:394 и 72:23:0216003:395, на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории в границах в соответствии с градостроительными регламентами; обязании департамента в двухнедельный срок со дня принятия арбитражным судом судебного акта по настоящему делу вручить лично ИП Крицкому А.В. схему с приложением утверждающего ее муниципального правового акта, в том числе, разрешенное использование земельного участка - "для размещения объектов хранения легкового автотранспорта".
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 200, 201 АПК РФ, статьи 30, 35, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьи 12, 13, 23, 167, 168, 617, 700 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 5, 27, 28, 34, 61, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункты 4.1, 5.2.1 "Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени", утвержденного решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575, пункт 1.3 "Положения об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени", утвержденного постановлением администрации города Тюмени от 06.07.2007 N 16-пк, главу 3 "Положения о Департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени", утвержденного распоряжением Главы администрации города Тюмени от 14.04.2008 N 98-рг, пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (в редакции постановления от 09.02.2012 N 3).
Определением суда от 13.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014, требования заявителя, с учетом их уточнения, удовлетворены полностью.
Департамент обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований ИП Крицкому А.В. отказать в полном объеме.
Заявитель считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда вынесены с нарушением норм материального права.
Департамент указывает, что лицо, не являющееся пользователем земельного участка, не сможет обратиться в уполномоченный на проведение кадастрового учета орган за постановкой земельного участка на кадастровый учет.
По его мнению, судами при вынесении судебных актов была неправомерно применена статья 34 ЗК РФ, а так же не были применены подлежащие применению нормы, а именно статьи 11.2, 11.3 ЗК РФ.
Заявитель указывает, что аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по делу N А40-2240/2011, вынося определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2012 N ВАС-7236/12.
Представитель Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает доводы кассационной жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ИП Крицкий А.В. 31.10.2013 обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка примерной площадью 2 000 кв. м, расположенный по адресу:
г. Тюмень, ул. Ямская 41, образуемого за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:394 и частично за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:395, в следующих границах: южная - красная линия ул. Полевой (граница территориальной зоны ОД-3), северная - граница земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:395, восточная - существующие границы названных земельных участков, западная - красная линия улицы Ямская (граница территориальной зоны ОД-3) для целей, не связанных с капитальным строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе).
В указанном заявлении ИП Крицкий А.В. просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для обеспечения за свой счет выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и получения кадастрового паспорта земельного участка.
Рассмотрев заявление ИП Крицкого А.В., 08.11.2013 департаментом подготовлен ответ о невозможности предоставления земельного участка, образуемого за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:394 и части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216003:395, в связи с нахождением указанных участков в пользовании третьего лица.
Из письма следует, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216003:394, площадью 1 043 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. Ямская, 41, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216003:395, площадью 943 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. Ямская, 41а, находятся в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень. Приказами департамента от 30.04.2013 N 126 и N 127 данные земельные участки предоставлены Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев для благоустройства с организацией парковочных мест. Нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Полагая, что бездействие департамента, заключающееся в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их обоснованности и доказанности.
Кассационная инстанция рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренное статьей 29 ЗК РФ. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно пункту 3 статьи 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Частью 4 статьи 34 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется после формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет. То есть обязательным условием при решении вопроса о предоставлении юридическому лицу земельного участка является наличие утвержденной схемы расположения этого земельного участка.
Как следует из статьи 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжением администрации города Тюмени от 09.04.2009 N 576 утверждено Положение о Департаменте земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, которым департамент в своей деятельности руководствуется в силу пункта 1.2 указанного Положения.
Основные функции департамента определены в разделе 3 Положения о департаменте.
В пункте 3.1 раздела 3 Положения закреплены функции департамента по эффективному управлению и распоряжению муниципальными землями, а также государственными землями в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно подпункту 3.1.5 пункта 3.1 раздела 3 Положения одной из функций департамента является принятие решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принятие решения об образовании земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий, в форме приказов департамента.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что наличие схемы расположения земельного участка с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о возможности предоставления (отказа в предоставлении) испрашиваемого земельного участка, учитывая, что департаментом в рассматриваемом случае был нарушен установленный статьей 34 ЗК РФ и Положением о департаменте порядок рассмотрения заявления ИП Крицкого А.В., поскольку департамент не выдал заявителю схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка ввиду нахождения участка в пользовании третьего лица, которому земельный участок предоставлен на 11 месяцев, то есть в срочное пользование, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы об аналогичной позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А40-2240/2011, по которому вынесено определение от 21.06.2012 N ВАС-7236/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняется ввиду того, что по указанному делу были рассмотрены иные фактические обстоятельства.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу N А70-13012/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что наличие схемы расположения земельного участка с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о возможности предоставления (отказа в предоставлении) испрашиваемого земельного участка, учитывая, что департаментом в рассматриваемом случае был нарушен установленный статьей 34 ЗК РФ и Положением о департаменте порядок рассмотрения заявления ИП Крицкого А.В., поскольку департамент не выдал заявителю схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка ввиду нахождения участка в пользовании третьего лица, которому земельный участок предоставлен на 11 месяцев, то есть в срочное пользование, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 декабря 2014 г. N Ф04-12091/14 по делу N А70-13012/2013
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-12091/14
21.08.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5287/14
16.04.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1691/14
07.04.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-13012/13