г. Тюмень |
|
15 января 2015 г. |
Дело N А81-2429/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гудыма В.Н.
судей Клат Е.В.
Лукьяненко М.Ф.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.06.2014 (судья Лисянский Д.П.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А81-2429/2014 по заявлению Зубрыкина Сергея Петровича, ЯНАО, г. Муравленко, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (629810, ЯНАО, г. Ноябрьск, просп. Мира, 94, ИНН 8905049600, ОГРН 1118905004008) о признании действий незаконными.
Суд установил:
Зубрыкин Сергей Петрович обратился в арбитражный суд с требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - регистрирующий орган, инспекция) об оспаривании действий по исключению общества с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "Агентство безопасности-1" (далее - общество) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - реестр), обязании внести запись об отмене записи об исключении общества из реестра.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.06.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014, требования Зубрыкина С.П. удовлетворены. Суд признал незаконными действия инспекции по исключению общества из реестра, а также обязал регистрирующий орган аннулировать (путем указания на недействительность) запись об исключении общества из реестра.
С судебными актами не согласился регистрирующий орган, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Основанием к отмене указывает несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
По мнению заявителя, инспекцией соблюден порядок исключения общества из реестра, установленный статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, публикация содержала все предусмотренные законом сведения, заявлений и возражений относительно исключения общества из реестра не поступали, общество обладало признаками недействующего юридического лица.
Инспекция ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов арбитражных судов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество зарегистрировано в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1078906000722, учредителем общества является заявитель - Зубрыкин С.П.
Согласно справкам инспекции от 28.11.2013 N 1671-С и N 1671-О об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, регистрирующим органом в отношении общества принято решение от 29.11.2013 N 81 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из реестра, которое опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 04.12.2013 N 48 (457).
24.03.2014 в соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ на основании указанного решения инспекцией внесена запись в реестр за государственным регистрационным номером 2148905007733 об исключении из реестра общества, фактически прекратившего свою деятельность.
Полагая, что указанные действия регистрирующего органа по исключению общества из реестра не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что инспекцией был нарушен порядок исключения недействующего юридического лица из реестра, установленный статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ. Кроме того, суды указали на то, что общество является действующим, фактически осуществляющим свою хозяйственную деятельность юридическим лицом.
В соответствии с часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок исключения юридического лица из реестра юридического лица, прекратившего свою деятельность, определен статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ.
В силу пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном названным Законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В Приказе Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" установлено, что сведения, содержащиеся в реестре и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Состав сведений, публикуемых в журнале "Вестник государственной регистрации", определен в приложении N 2 к данному приказу. В частности, подлежат отражению: наименование регистрирующего органа и его адрес; полное наименование юридического лица; основное государственный регистрационный номер и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002 (в случае отсутствия основного государственного регистрационного номера): регистрационный номер и дата регистрации; идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (при наличии); дата и номер решения о предстоящем исключении; сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра.
Аналогичные требования к подготовке для публикации и издания сведений, содержащихся в реестре, отражены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
Инспекция опубликовала 04.12.2013 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 48 (457) сведения о принятом решении от 29.11.2013 N 81 о предстоящем исключении общества из реестра.
Между тем исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона N 129, регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из реестра лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из реестра только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.
Судами установлено, что представленные в материалы дела документы: налоговая отчетность, договор оказания услуг по охране объектов от 01.01.2014, трудовые договоры, свидетельствуют о том, что общество фактически осуществляет деятельность, соответствующую целям его создания.
Таким образом, из перечисленных документов следует факт осуществления обществом предпринимательской деятельности. Доказательств обратного заявителем жалобы не представлено.
Оценив представленные в материалы дела документы, учитывая доводы участника общества о фактическом осуществлении деятельности обществом, предусмотренной уставом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о несоответствии в данном случае действий инспекции по исключению общества из реестра положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение и постановление арбитражных судов приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.06.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 по делу N А81-2429/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Гудым |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Состав сведений, публикуемых в журнале "Вестник государственной регистрации", определен в приложении N 2 к данному приказу. В частности, подлежат отражению: наименование регистрирующего органа и его адрес; полное наименование юридического лица; основное государственный регистрационный номер и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002 (в случае отсутствия основного государственного регистрационного номера): регистрационный номер и дата регистрации; идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (при наличии); дата и номер решения о предстоящем исключении; сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра.
Аналогичные требования к подготовке для публикации и издания сведений, содержащихся в реестре, отражены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 января 2015 г. N Ф04-13773/14 по делу N А81-2429/2014