г. Тюмень |
|
21 января 2015 г. |
Дело N А03-7165/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В. Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 23.07.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 23.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу N А03-7165/2014 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Дорожник" Ленинского района г. Барнаула (656023, Алтайский край, город Барнаул, проспект Космонавтов, дом 16 "А", ИНН 2223052278, ОГРН 1052202149581) к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (656031, Алтайский край, город Барнаул, улица Крупской, дом 97/Д, ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623) об оспаривании решения.
Суд установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Дорожник" Ленинского района г. Барнаула (далее - МУП "Дорожник", заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Учреждение) о признании недействительным решения от 03.02.2014 N 8 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания недоимки в размере 322 401,41 руб., уплаты штрафа в размере 64 480,28 руб., уплаты пени в размере 8 051,95 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 23.07.2014, оставленным без изменения постановлением от 23.10.2014 суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судебными инстанциям неправильно определена доля доходов от реализации продукции по основному виду деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых вносов.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что МУП "Дорожник" состоит на учете в филиале N 2 Отделения Фонда социального страхования в качестве страхователя.
Фондом социального страхования по результатам проведенной выездной проверки в отношении МУП "Дорожник" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходования этих средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 установлено применение Предприятием пониженных тарифов страховых взносов в нарушение части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), а именно, основным видом деятельности признан вид, предусмотренный подпунктом "ш" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, при этом доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Неуплата сумм страховых взносов в результате неправомерного применения пониженного страхового тарифа в размере 0,0 % составила 322 401,41 руб.
Кроме того, Учреждением установлено необоснованное включение в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, сумм материальной помощи, оказываемой работнику на лечение в размере 36 986 руб.
Неуплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов составила 1 072,59 руб.
По результатам проверки Фондом социального страхования принято решение от 03.02.2014 N 8 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с назначением штрафа в размере 64 694,80 руб., начислена пеня по состоянию на 01.01.2012 в размере 8 157,62 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 323 474 руб.
Жалоба Предприятия оставлена решением от 14.03.2014 Фонда социального страхования без удовлетворения.
Не согласившись с решением Учреждения от 03.02.2014 N 8 в части взыскания недоимки в размере 322 401,41 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, МУП "Дорожник" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 8 части 1 и частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом деятельности которых является вид деятельности, указанный в названной норме, установлен пониженный тариф страховых взносов в части Фонда социального страхования Российской Федерации 0,0 процентов на период 2012 - 2013 годов.
В соответствии с подпунктом "ш" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в перечне упомянутых видов экономической деятельности содержится удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
На основании части 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Как следует из материалов дела, МУП "Дорожник" является коммерческим предприятием, применяющим упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которого является уборка территории и аналогичная деятельность.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), экономическая деятельность МУП "Дорожник" классифицируется по коду ОКВЭД - 90.00.3.
В соответствии с приложением А "Описание группировок" к ОК 029-2001 группировка 90.00.3 включает:
- сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз;
- подметание и поливку улиц, дорог, мест стоянки автотранспортных средств и т.п.;
- очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах и т.п., в том числе посыпание песком или солью.
В ходе проверки Фонд социального страхования пришел к выводу, что помимо основной экономической деятельности заявитель осуществлял иную экономическую деятельность классифицируемую кодами ОКВЭД 71.2 - аренда прочих транспортных средств; 63 - вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность.
Из оспариваемого решения следует, что по расчетам Фонда социального страхования общая сумма выручки МУП "Дорожник" от перечисленных выше видов работ составила (нарастающим итогом): за 1 квартал 2012 г. - 6 664 765,59 руб., за полугодие 2012 г. - 19 187 006,06 руб., за 9 месяцев 2012 г. - 28 278 180,61 руб., за 2012 г. - 37 476 885,92 руб.
Выручка от экономического вида деятельности "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность" (код по ОКВЭД 90) составила (нарастающим итогом):
- за 1 квартал 2012 г. - 6 463 066,91 руб. (96,97 % удельного веса в общем объеме доходов);
- за полугодие 2012 г. - 11 283 391,59 руб. (58,80 % удельного веса в общем объеме доходов);
- за 9 месяцев 2012 г. - 16 269 644,05 руб. (57,5 % удельного веса в общем объеме доходов);
за 2012 г. - 20 873 20,02 руб. (55,70 % удельного веса в общем объеме доходов).
Выручка от экономического вида деятельности "Эксплуатация автомобильных дорог общего пользования" (код по ОКВЭД 63.21.22) составила (нарастающим итогом):
- за 1 квартал 2012 г. - 16 500 руб. (0,25 % удельного веса в общем объеме доходов);
- за полугодие 2012 г. - 7 267 328,29 руб. (37,78 % удельного веса в общем объеме доходов);
- за 9 месяцев 2012 г. - 11 010 395,89 руб. (38,95 % удельного веса в общем объеме доходов);
- за 2012 г. - 13 370 488 руб. (35,68 % удельного веса в общем объеме доходов).
Выручка от экономического вида деятельности "Аренда прочих транспортных услуг" (код по ОКВЭД 71.2) составила (нарастающим итогом):
- за 1 квартал 2012 г. - 185 198,68 руб. (2,78 % удельного веса в общем объеме доходов);
за полугодие 2012 г. - 636 286,18 руб. (3,5 % удельного веса в общем объеме доходов);
за 9 месяцев 2012 г. - 998 140 рублей 67 копеек (3,55 % удельного веса в общем объеме доходов);
за 2012 г. - 3 233 190,90 руб. (8,62 % удельного веса в общем объеме доходов).
На основании вышеизложенного Фонд социального страхования пришел к выводу о том, что МУП "Дорожник" не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного периода полугодия 2012 г., в связи с тем, что доля основного вида деятельности составила менее 70 % в общем объеме доходов.
Рассматривая дело, суд первой инстанции установил, что в ходе проведения проверки первичные бухгалтерские документы (акты о приемке выполненных работ, платежные поручения) у МУП "Дорожник" не запрашивались, выводы, изложенные в оспариваемом решении, сделаны на основании исследования оборотно-сальдовых ведомостей заявителя по счету 90.01.1 "Выручка" за 2012 г. и карточки счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" за 2012 г., которые первичными бухгалтерскими документами не являются.
Указанное обстоятельство повлекло за собой необоснованное отнесение денежных сумм в размере 12 210 000 руб., перечисленных МУП "Дорожник" Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула за выполненные работ по содержанию автомобильных дорог, к выручке от экономического вида деятельности "Эксплуатация автомобильных дорог общего пользования" (код по ОКВЭД 63.21.22).
При этом в соответствии с техническим заданием к Муниципальному контракту выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах Ленинского района г. Барнаула включает:
1. Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах Ленинского района городского округа - города Барнаула Алтайского края в осенне-зимний период (с 15 октября по 15 апреля), а именно: уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку проезжих частей автомобильных дорог противогололёдными материалами (песчано-соляной смесью, песком) и т.п;
2. Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в границах Ленинского района городского округа - города Барнаула Алтайского края в весенне-летний период (с 15 апреля по 15 октября), а именно: уборку мусора, мойку, поливку и подметание проезжей части улиц, тротуаров, площадей, остановок общественного транспорта, окраска и помывка павильонов ожидания транспорта и т.п;
3. Текущий (ямочный) ремонт дорог, который включает в себя: обрубку кромок выбоины с приданием ей прямоугольного очертания; очистку её от асфальтобетонного лома и грязи; подгрунтовку дна и кромок выбоины, заполнение её асфальтобетонной смесью и уплотнение.
4. Выполнение работ по текущему содержанию сети ливневой канализации, который включает в себя: проверку сети ливневой канализации; очистку ливнеприемных и смотровых колодцев вручную; при необходимости ремонт ливнеприемных решеток, смотровых колодцев;
Между Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и МУП "Дорожник" подписаны акты о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3).
Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула перечислено заявителю 12 210 000 руб. в счет оказанных услуг.
В вышеуказанных документах работы по содержанию автомобильных дорог в границах Ленинского района городского округа - города Барнаула Алтайского края не были детализированы на виды работ, перечисленные в Техническом задании к Муниципальному контракту.
В связи с данным обстоятельством у Фонда социального страхования отсутствовали основания выделять выполненные МУП "Дорожник" в рамках Муниципального контракта работы по текущему ремонту дорог в отдельный вид деятельности - "Эксплуатация автомобильных дорог общего пользования" (код по ОКВЭД 63.21.22).
Вид деятельности с кодом 63.21.22 входит в группу 63.21 "Прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта", подгруппу 63.21.2 "Прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта".
В соответствии с приложением "А" "Описание группировок" к ОК 029-2001 группировка 63.21.2 включает: деятельность, относящуюся к пассажирским и грузовым сухопутным перевозкам.
Таким образом, ремонт автомобильных дорог и их эксплуатация (перевозка пассажиров и грузов) - это совершенно различные виды деятельности.
Суды, учитывая, что в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 отсутствует такой вид деятельности как ремонт автомобильных дорог или аналогичный ему вид деятельности, пришли к выводу, что все виды работ, перечисленные в Техническом задании к Муниципальному контракту, включая текущий ремонт дорог, являются работами по содержанию автомобильных дорог и относятся к виду экономической деятельности "Уборка территории и аналогичная деятельность" (код по ОКВЭД 90.00.3).
Основываясь на вышеизложенном, суды сделали вывод о том, что выручка Предприятия от экономического вида деятельности "Уборка территории и аналогичная деятельность" (код по ОКВЭД 90.00.3) составила (нарастающим итогом):
- за 1 квартал 2012 г. - 6 463 066,91 руб. (96,97 % удельного веса в общем объеме доходов);
- за полугодие 2012 г. - 18 424 056,88 руб. (96,02 % удельного веса в общем объеме доходов);
- за 9 месяцев 2012 г. - 26 822 588,94 руб. (94,85 % удельного веса в общем объеме доходов);
- за 2012 г. - 33 083 207,02 руб. (88,28 % удельного веса в общем объеме доходов).
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены требования МУП "Дорожник" о признании недействительным решения Учреждения от 03.02.2014 N 8 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания недоимки в размере 322 401,41 руб., уплаты штрафа в размере 64 480,28 руб., уплаты пени в размере 8 051,95 руб.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Учреждения, изложенные в кассационной жалобе, поскольку они полностью идентичны доводам, заявленным в апелляционную инстанцию. Суд апелляционной инстанции рассмотрел их полно и всесторонне, дал им оценку в соответствии с нормами действующего законодательства и сделал правильные выводы.
Таким образом, судами обеих инстанций исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, приняты законные и обоснованные судебные акты, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.07.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 23.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7165/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "ш" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в перечне упомянутых видов экономической деятельности содержится удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
...
На основании части 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2015 г. N Ф04-14230/14 по делу N А03-7165/2014