г. Тюмень |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А70-2466/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение от 03.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 15.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-2466/2014 по заявлению администрации города Тюмени (625036, город Тюмень, улица Первомайская, 20, ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58А, ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799) об оспаривании ненормативных правовых актов.
В заседании приняли участие представители:
от администрации города Тюмени - Новоселова И.А. по доверенности от 22.12.2014, Ширшова С.В. по доверенности от 13.01.2015;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Москвичева О.Н. по доверенности от 31.12.2014.
Суд установил:
администрация города Тюмени (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 16.12.2014 по делу N К13/117.
Решением от 03.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 15.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит решение от 03.06.2014 и постановление от 15.09.2014 отменить, принять новый судебный акт об отказе администрации в удовлетворении заявленных требований.
По мнению управления, Положение о предоставлении муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Тюмени субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), утвержденное постановлением администрации от 27.02.2012 N 18-пк (далее - Положение о предоставлении субсидий), позволяет заключать договоры на осуществление капитального ремонта зданий образовательных учреждений, относящегося к нуждам муниципального образования, без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу администрация, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, решением управления от 16.12.2013 по делу N К13/117 действия администрации, выразившиеся в принятия постановления от 27.02.2012 N 18-пк "Об утверждении Положения о предоставлении муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Тюмени субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ)" (далее - постановление N 18-пк), признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Предписанием от 16.12.2013 на администрацию возложена обязанность в срок до 30.04.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ путем приведения Положения о предоставлении субсидий в соответствие с действующим законодательством.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды пришли к выводу об отсутствии в действиях администрации нарушения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предотвращения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Приняв во внимание, что образовательные учреждения города Тюмени имеют организационно-правовую форму автономных учреждений, учредителем которых выступает департамент образования администрации, суды, руководствуясь указанными выше нормами права, а также положениями статей 3 и 4 Закона N 174-ФЗ, правомерно указали, что в данном случае решение вопросов местного значения в области образования осуществляется администрацией, в том числе, путем создания автономных образовательных учреждений и финансового обеспечения их деятельности.
Согласно статье 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся как ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам, так и ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, в том числе в целях оказания муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального имущества (абзац 1).
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац 2).
Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из местных бюджетов устанавливаются местной администрацией или уполномоченными ею органами местного самоуправления (абзац 4).
В силу пункта 5 статьи 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.
Учитывая изложенное, а также отсутствие законодательно определенного перечня "иных субсидий", арбитражные суды сочли, что при утверждении постановления N 18-пк администрация действовала в рамках предоставленных ей полномочий и установленный данным постановлением порядок финансирования капитального ремонта муниципального имущества, закрепленного за автономными образовательными учреждениями на праве оперативного управления, не противоречит действующему законодательству.
Возможность выделения бюджетных средств на проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений путем предоставления им субсидий на иные цели подтверждается практикой реализации положений части 1 статьи 78.1 БК РФ на федеральном уровне, а также рекомендациями Минфина России, содержащимся в письмах от 16.05.2011 N 12-08-22/1959, от 22.10.2013 N 12-08-06/44036.
Отклоняя доводы управления о том, что произведенное администрацией субсидирование автономных образовательных учреждений позволило последним заключать договоры без проведения торгов и, как следствие, повлекло ограничение конкуренции, суды обоснованно указали, что порядок закупки товаров, работ и услуг автономными учреждениями определен Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который подлежит обязательному применению лишь с 01.01.2014; до указанной даты использование автономными учреждениями финансовых средств без проведения конкурсных процедур не рассматривалось законодателем в качестве нарушения.
С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, арбитражные суды правомерно удовлетворили требования администрации, признав решение управления и выданное на его основании предписание недействительными.
Иное толкование антимонопольным органом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 15.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2466/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возможность выделения бюджетных средств на проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений путем предоставления им субсидий на иные цели подтверждается практикой реализации положений части 1 статьи 78.1 БК РФ на федеральном уровне, а также рекомендациями Минфина России, содержащимся в письмах от 16.05.2011 N 12-08-22/1959, от 22.10.2013 N 12-08-06/44036.
Отклоняя доводы управления о том, что произведенное администрацией субсидирование автономных образовательных учреждений позволило последним заключать договоры без проведения торгов и, как следствие, повлекло ограничение конкуренции, суды обоснованно указали, что порядок закупки товаров, работ и услуг автономными учреждениями определен Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который подлежит обязательному применению лишь с 01.01.2014; до указанной даты использование автономными учреждениями финансовых средств без проведения конкурсных процедур не рассматривалось законодателем в качестве нарушения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 января 2015 г. N Ф04-13565/14 по делу N А70-2466/2014