город Тюмень |
|
21 января 2015 г. |
Дело N А46-6419/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Коробейниковой О.С.
судей Мелихова Н.В.
Мельника С.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение от 26.08.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Крещановская Л.А.) по делу N А46-6419/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омск-Строй" (644089, город Омск, улица 50 лет Профсоюзов, 118, ИНН 5504117448, ОГРН 1065504053251) к администрации города Омска и Департаменту имущественных отношений администрации города Омска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об отчуждении арендуемого имущества, об обязании совершить действия.
В заседании принял участие представитель Департамента имущественных отношений администрации города Омска Степанов Е.С. по доверенности от 06.02.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омск-Строй" (далее - ООО "Омск-Строй", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент), администрации города Омска (далее - Администрация) о признании незаконным бездействие Департамента, выразившееся в несообщении о результатах рассмотрения заявления ООО "Омск-Строй" о приобретении имущества - нежилого помещения общей площадью 163,7 кв. м, расположенного по адресу:
город Омск, улица 50 лет Профсоюзов, дом 113 (далее - нежилое помещение); обязании Департамента в недельный срок со дня вступления судебного акта в законную силу подготовить проект правового акта об условиях приватизации нежилого помещения по рыночной стоимости, установленной отчётом об оценке общества с ограниченной ответственностью "Центр экономического содействия" от 22.11.2013 N 1887/13 (далее - отчёт об оценке) и направлении данного проекта правового акта в Администрацию; признании незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения об условиях приватизации арендуемого имущества - нежилого помещения по рыночной стоимости, установленной отчётом об оценке; обязании Администрации в двухнедельный срок со дня получения от Департамента проекта правового акта об условиях приватизации принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества - нежилого помещения по рыночной стоимости, установленной отчётом об оценке; обязании Департамента направить ООО "Омск-Строй" проект договора купли-продажи арендуемого имущества - нежилого помещения в 10-дневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Решением от 26.08.2014 Арбитражного суда Омской области заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность судебного акта первой инстанции не проверялась, поскольку определением суда апелляционной инстанции от 09.10.2014 апелляционная жалоба Департамента возвращена заявителю со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 264 АПК РФ в связи с пропуском срока на апелляционное обжалование решения суда и отказом в восстановлении пропущенного срока.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества.
По мнению заявителя, судом не учтено, что возможность принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества, а также составление проекта договора купли-продажи этого имущества у Департамента отсутствовала, поскольку в настоящее время обеспечивается проведение новой оценки арендуемого ООО "Омск-Строй" имущества. Обществом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов бездействием Департамента по принятию решения об отчуждении арендуемого имущества.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом и ООО "Омск-Строй" заключены договоры аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: город Омск, улица 50 лет Профсоюзов, 113, площадью 163,7 кв. м, от 27.08.2007 N 35120/1, от 20.03.2012 N 40664/1 сроком до 30.06.2015.
Полагая, что в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) имеет преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, Общество обратилось 12.11.2013 в Департамент с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Поскольку ответа от уполномоченного органа о результатах рассмотрения заявления не поступило, ООО "Омск-Строй" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих о незаконном бездействии со стороны уполномоченных органов, которое нарушает право заявителя на приобретение арендуемого помещения, используемого в предпринимательской деятельности, в установленном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что судом принят правильный судебный акт.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространённых полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определённой независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьёй 3 Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные статьёй 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества, не включённого в утверждённый в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчёта о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Учитывая, что в установленный срок решение о приобретении арендуемого имущества или об отказе в принятии решения в адрес ООО "Омск-Строй" не направлялось, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие уполномоченного органа, как нарушающее право Общества на приобретение арендуемого помещения, используемого в предпринимательской деятельности.
Приведённые Департаментом в кассационной жалобе доводы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности рассмотрения заявления Общества в установленный законом срок.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение принято судом с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.08.2014 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-6419/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.С. Коробейникова |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьёй 3 Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные статьёй 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества, не включённого в утверждённый в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2015 г. N Ф04-13871/14 по делу N А46-6419/2014