г. Тюмень |
|
3 марта 2015 г. |
Дело N А46-8739/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение от 15.09.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 02.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8739/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (644037, г. Омск, ул. П. Некрасова, 1, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644043, г. Омск, ул. Булатова, 68, ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании недействительным предписания.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Мартыненко Ю.В.) в заседании участвовали представители: от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Кобылянский С.Н. по доверенности от 21.03.2012; от Государственной жилищной инспекции Омской области Филоненко В.П. по доверенности от 12.01.2015.
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 27.05.2014 N 05-02-06/46.
Решением от 15.09.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 02.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования заявителя отказано.
В кассационной жалобе ОАО "МРСК Сибири", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению заявителя, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) понятия "учет энергетических ресурсов" и "организация учета энергетических ресурсов" имеют различное содержание. Из толкования указанной нормы Закона N 261-ФЗ следует, что эта статья не устанавливает запрет на использование показаний имеющегося прибора учета электроэнергии в целях определения объема потребления в отношении потребителей, для которых организация учета используемых энергоресурсов не является обязательной.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ОАО "МРСК Сибири" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании обращения Агаповой Натальи Леонидовны - собственника квартиры 8 дома 3 по улице 17-я Линия в городе Омске, поступившего 17.04.2014 из прокуратуры Центрального административного округа города Омска, заинтересованным лицом проведена внеплановая проверка деятельности ОАО "МРСК Сибири".
В ходе проверки инспекцией установлено нарушение обществом части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, выразившееся в начислении и предъявлении к уплате собственникам помещений дома N 3, расположенного по улице 17-я Линия в городе Омске, платы за электроснабжение исходя из показаний общедомового прибора учёта, несмотря на то, что указанный дом признан аварийным постановлением мэра города Омска от 29.12.2007N 992-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов".
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт проверки от 27.05.2014 N 05-03-06/96 и выдано оспариваемое заявителем предписание N 05-02-06/46, которым обществу предложено в трёхдневный срок произвести перерасчёт платы за электроснабжение за период с 01.02.2013 по 28.02.2014 с применением формулы, закреплённой пунктом 17 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Отказывая в удовлетворении заявленного ОАО "МРСК Сибири" требования, суды первой и апелляционной инстанций из того, что в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии.
Согласно части 8 статьи 13 Закона N 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, порядок заключения и существенные условия которого утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) заключается с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения частей 1, 8 и 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, пришли к правильному выводу о том, что в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье общедомовые приборы учета установке не подлежат.
Поскольку в аварийном жилье приборы учета установке не подлежат, счетчик (прибор учета) может быть поставлен в таком жилье только на основании договора, то есть только с согласия собственника, и, следовательно, использоваться только с согласия собственника.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно применили в рассматриваемых правоотношениях нормы материального права и обоснованно отказали в удовлетворении требования о признании незаконным оспариваемого заявителем предписания.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.09.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 02.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8739/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, порядок заключения и существенные условия которого утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) заключается с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения частей 1, 8 и 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, пришли к правильному выводу о том, что в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье общедомовые приборы учета установке не подлежат."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2015 г. N Ф04-15587/15 по делу N А46-8739/2014