г. Тюмень |
|
3 марта 2015 г. |
Дело N А75-3449/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дубининой Т.Н.,
судей Гудыма В.Н.,
Клат Е.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Сургутрайторф" муниципального образования Сургутский район на решение от 29.09.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Щепелин Ю.П.) и постановление от 08.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зиновьева Т.А., Верёвкин А.В., Глухих А.Н.) по делу N А75-3449/2014 по иску общества с ограниченной ответственность "Запсибпроминвест" (628447, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский р-н, п. Нижнесортымский, ул. Автомобилистов, д. 11 ИНН 8617023595, ОГРН 1068617004356) к муниципальному унитарному предприятию "Сургутрайторф" муниципального образования Сургутский район (628433, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский р-н, пгт. Белый Яр, ул. Совхозная, д. 33 корп. А, ИНН 8617020072, ОГРН 1048603862351) об обязании совершить определенные действия.
В заседании приняли участие представители муниципального унитарного предприятия "Сургутрайторф" муниципального образования Сургутский район - Молчанов В.Н. по доверенности от 21.07.2014, общества с ограниченной ответственность "Запсибпроминвест" - Терентьева М.И. по доверенности от 14.11.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Запсибпроминвест" (далее - ООО "Запсибпроминвест", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к муниципальному унитарному предприятию "Сургутрайторф" муниципального образования Сургутский район (далее - МУП "СРТ", ответчик, предприятие) о понуждении ответчика заключить договор на прием и размещение отходов от 01.01.2014 N 139/ТБ без применения коэффициента уплотнения при приеме и размещении твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и произвести перерасчет за период с 01.01.2014 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 29.09.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 08.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в части понуждения ответчика к заключению договора на прием и размещение отходов от 01.01.2014 N 139/ТБ без применения коэффициента уплотнения при приеме и размещении ТБО.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
МУП "СРТ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает на необоснованность выводов судов, поскольку Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденная Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996, согласованная письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля Российской Федерации от 10.06.1996 N 01-8/17-1 (далее Инструкция), подлежит обязательному применению при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов, согласно Инструкции объем принимаемого мусора лежит в основе расчетов по продолжительности эксплуатации полигона, антропогенной нагрузки на земельный участок, учет ТБО на полигонах ведется в неуплотненном состоянии, что также предусмотрено производственной программой ответчика, на основании которой рассчитывает тариф, соответственно кубический метр принимаемых отходов должен рассчитываться исходя из объема отходов в неуплотненном состоянии. Считает выводы апелляционного суда относительно объемов, перевозимых мусоровозом, оборудованным прессом, недоказанности уплотнения мусора, в том числе с учетом условий Крайнего Севера не обоснованными, не соответствующими материалам дела. Так, специализированная техника с функцией уплотнения, используемая истцом, позволяет вместить ТБО большим объемом, чем 22 куб. м., доказательств факта промерзания ТБО к моменту загрузки в мусоровоз ввиду природных условий, истцом не представлено. Указывает на несоблюдение судом основополагающих требований объективности и беспристрастности суда, принципа состязательности и равноправия сторон, нарушение норм процессуального права, поскольку судом апелляционной инстанции не разрешено ходатайство заявителя о прослушивании записи судебного заседания.
Отзыв ООО "Запсибпроминвест" во внимание не принимается, поскольку заблаговременно не направлен ответчику согласно части 2 статьи 9, части 1 статьи 279 АПК РФ, представителю истца разъяснено право на устное выступление.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представитель истца просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений на нее.
Судом установлено, что 26.12.2013 ООО "Запсибпроминвест" направило МУП "СРТ" письмо N 533 с просьбой направить договор на прием и размещение отходов на 2014 год.
МУП "СРТ" район направило в адрес ООО "Запсибпроминвест" проект договора от 01.01.2014 N 139/ТБ на прием и размещение отходов (далее - договор).
Согласно пункту 2.1 договора МУП "СРТ" (исполнитель) принимает на себя обязательство по размещению твердых бытовых отходов (ТБО), отходов производства, потребления от жилого фонда (населения) на полигоне по размещению ТБО, расположенном по адресу: г. Лянтор, 9-й км автодороги Лянтор-Сургут, в ориентировочном объеме 9 124,5 м3 в год, а ООО "Запсибпроминвест" (заказчик) обязалось оплатить работы исполнителя согласно условиям договора.
Сумма договора, порядок учета и расчетов согласован сторонами в разделе 4 договора.
Согласно пункту 4.4 договора учет принимаемых на полигоне отходов ведется в объемных показателях (м3), определяемых по данным учета (замеров) фактического количества загруженных отходов в транспортное средство в неуплотненном виде.
Для транспортных средств с открытым кузовом объем принимаемых к учету отходов равен технологическому объему кузова, указанному в паспорте транспортного средства, независимо от степени его наполненности или определяется путем замеров размеров кузова с последующим вычислением его объема.
Для специализированных мусоровозов, оборудованных прессом для уплотнения отходов, объем отходов, принимаемых к учету на полигоне, равен количеству загружаемых в мусоровоз контейнеров с отходами умноженные на объем одного контейнера (0,75 м3), с учетом рекомендаций завода-изготовителя транспортного средства, независимо от степени заполнения мусоровоза.
Стороны совместно произвели замеры и установили следующие объемы принимаемых к учету на полигоне отходов для каждой марки мусоровозов заказчика: мусоровоз КО 440-2 на базе автомобиля КАМАЗ с объемом кузова согласно техническому паспорту 57,75 куб. м. В случае вывоза ТБО другими мусоровозами, заказчик письменно уведомляет об этом исполнителя и согласовывает принимаемый к учету объем кузова.
Указанный договор подписан ООО "Запсибпроминвест" с протоколом разногласий от 04.03.2014 по пункту 4.4 договора в следующей редакции: "Учет принимаемых на полигоне отходов ведется в объемных показателях (м3), определяемых по данным для специализированных мусоровозов КО 440-6 на базе автомобиля КАМАЗ с объемом кузова согласно техническим характеристик 22 куб. м".
Ответчиком был направлен истцу протокол урегулирования разногласий, согласно которому ответчик не принял в редакции истца указанный пункт договора.
Истец не подписал протокол урегулирования разногласий.
В связи с тем, что разногласия по пункту 4.4 договора не были урегулированы сторонами, истец обратился в арбитражный суд с иском о понуждении ответчика заключить договор без применения коэффициента уплотнения при приеме и размещении ТБО и осуществлении перерасчета за период с 01.01.2014 (с учетом уточнения).
Арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности требований истца о понуждении ответчика заключить договор без применения коэффициента уплотнения при приеме и размещении ТБО.
При этом исходил из того, что приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.11.2013 N 108-нп "Об установлении тарифов на услуги утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса" не предусматривает зависимость величины тарифа за складирование одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортного средства, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон. Из данного приказа также не следует, что кубический метр отходов должен рассчитываться исходя из объема отходов в неуплотненном состоянии.
Апелляционный суд поддержал названный вывод суда первой инстанции. Довод ответчика о том, что учет ТБО в неуплотненном виде предусмотрен производственной программой ответчика и учтен РСТ при утверждении тарифов ответчика, апелляционным судом не принят во внимание ввиду того, что производственная программа является локальным нормативным актом ответчика, не обязательна для истца. При этом указал, что вопросы тарифного регулирования выходят за пределы исследования суда по настоящему спору, возникшему в рамках гражданско-правовых отношений сторон, а стороны могут предусмотреть в договоре условие о порядке учета ТБО (в уплотненном или неуплотненном состоянии).
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых подлежат регулированию.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.
Производственная программа включает:
1) обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества оказываемых организацией коммунального комплекса услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса;
2) план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией;
Статьей 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на оказываемые ею услуги производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на услуги этой организации.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО формируются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Министерству регионального развития Российской Федерации предписано по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами ценообразования.
Согласно пункту 25 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 для установления тарифов вместе с заявлением об установлении тарифов на поставляемые ею товары и услуги регулируемая организация представляет производственную программу и расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности.
В пункте 60 названных методических указаний предусмотрено установление одноставочных тарифов в расчете на 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.
Тарифы рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, исходя из величины финансовых потребностей по реализации их производственной программы, определенных в соответствии с Разделом IV настоящих Методических указаний, и указанного в производственной программе расчетного объема реализации товаров и услуг.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 утверждены Санитарные правила "СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (далее СП 2.1.7.1038-01).
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 данных Правил настоящие Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с Инструкцией (пункт 5.1 СП 2.1.7.1038-01).
Пунктом 2.1. Инструкции установлено, что учет принимаемых ТБО ведется по объему в неуплотненном состоянии. Отметка о принятом количестве ТБО делается в "Журнале регистрации ТБО", форма журнала приведена в Приложении 2.
Из анализа указанных норм следует, что объем принимаемых ТБО лежит в основе проектирования, эксплуатации полигонов, разработки производственных программ и формирования соответствующих тарифов.
Вместе с тем, данный вопрос не был предметом оценки судов.
Не выяснено влияние учета отходов в уплотненном или неуплотненном виде на формирование тарифа.
Между сторонами возникли разногласия по пункту 4.4 договора, устанавливающему порядок определения объема принимаемых на полигоне отходов.
МУП "СРТ" настаивает на осуществлении учета принимаемых на полигоне отходов в объемных показателях (м3), определяемых по данным учета (замеров) фактического количества загруженных отходов в транспортное средство в неуплотненном виде.
Необходимость определения объема кузова расчетным путем ответчик связывает с уплотнением отходов, в результате чего возникает разница между объемом принятых от населения отходов и объемом отходов при сдаче на полигон.
ООО "Запсибпроминвест" считает, что учет принимаемых на полигоне отходов ведется в объемных показателях (м3), определяемых по данным для специализированных мусоровозов КО 440-6 на базе автомобиля КАМАЗ с объемом кузова согласно техническим характеристикам 22 м3.
Отклоняя доводы ответчика, суды исходили из недоказанности ответчиком того, что отходы были уплотнены последним, поскольку согласно пояснениям истца, им не производилось прессование твердых бытовых отходов, толкающей плитой мусор лишь равномерно распределялся по объему кузова, а сам факт использования истцом специализированных мусоровозов, оборудованных прессом для уплотнения отходов, как ошибочно полагает ответчик, не свидетельствует о том, что истцом производится уплотнение ТБО, доказательства обратного суду ответчиком не представлено. Кроме того, в условиях Крайнего Севера возможность уплотнения практически отсутствует ввиду промерзания ТБО к моменту загрузки в мусоровоз.
Вместе с тем, судами не дана оценка доводу ответчика о том, что объем собранного мусора должен соответствовать объему сданного мусора, объем мусора, находящегося в кузове в уплотненном состоянии, и объем мусора, находящегося в неуплотненном состоянии, различаются.
Стороны должны согласовать порядок (метод) определения фактического объема принимаемых ТБО, с учетом требований указанных нормативных актов.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разрешение судом спора об урегулировании разногласий по конкретным условиям договора сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Арбитражный суд должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами. Вместе с тем, условия редакций сторон на соответствие требованиям указанных нормативных актов и фактическим обстоятельствам оценки не получили (часть 3 статьи 15, статья 168, часть 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции считает, что указанные выше обстоятельства являются существенными и влияющими на правильность принятых судебных актов, однако не могут быть устранены судом кассационной инстанции с учетом его процессуальных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ судебные акты по данному делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При новом рассмотрении суду необходимо предпринять меры для полного и всестороннего рассмотрения дела (статьи 133, 135 АПК РФ), определить круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего спора, в том числе рассмотреть вопрос о возможности привлечения специалиста, проведения экспертизы, исходя из принципа обеспечения баланса экономических интересов сторон определить редакцию спорных пунктов в соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.09.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 08.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3449/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дубинина |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 утверждены Санитарные правила "СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (далее СП 2.1.7.1038-01).
...
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2015 г. N Ф04-15224/15 по делу N А75-3449/2014