г. Тюмень |
|
17 марта 2015 г. |
Дело N А46-8990/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Коробейниковой О.С.
Мельника С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола помощником судьи Долгих М.Г. кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение от 16.09.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 24.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А46-8990/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омск-Строй" (город Омск, улица 50 лет Профсоюзов, 118, ИНН 5504117448, ОГРН 1065504053251) к администрации города Омска (город Омск, улица Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (город Омск, улица Краснофлотская, 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несообщении о результатах рассмотрения заявления о приобретении нежилого помещения и в непринятии решения об условиях приватизации нежилого помещения.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Воронов Т.А.) в заседании участвовал представитель Департамента имущественных отношений администрации города Омска Глазкова Е.В. по доверенности от 02.12.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омск-Строй" (далее - ООО "Омск-Строй") 01.07.2014 обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент), администрации города Омска (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в несообщении о результатах рассмотрения заявления о приобретении нежилого помещения общей площадью 77 кв. м, расположенного по адресу: город Омск, улица 5-я Линия, 248а;
обязании Департамента в недельный срок со дня вступления судебного акта в законную силу подготовить проект правового акта об условиях приватизации нежилого помещения по рыночной стоимости, установленной отчётом об оценке общества с ограниченной ответственностью "Омэкс" (далее - ООО "Омэкс") от 04.12.2013 N 208/13 и направлении данного проекта правового акта в Администрацию; признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения об условиях приватизации нежилого помещения общей площадью 77 кв. м, расположенного по адресу: город Омск, улица 5-я Линия, 248а, по рыночной стоимости, установленной отчётом об оценке ООО "Омэкс" от 04.12.2013 N 208/13; обязании Администрации в двухнедельный срок со дня получения от Департамента проекта правового акта об условиях приватизации принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества - нежилого помещения по рыночной стоимости, установленной отчётом об оценке ООО "Омэкс" от 04.12.2013 N 208/13; обязании Департамента направить ООО "Омск-Строй" проект договора купли-продажи арендуемого имущества - нежилого помещения в 10-дневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Требование субъекта малого предпринимательства мотивировано бездействием органов муниципального образования в реализации его права на преимущественное приобретение в собственность арендуемого помещения согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.09.2014 заявление ООО "Омск-Строй" удовлетворено.
Суд первой инстанции исходил из бездействия Департамента и Администрации, создающих препятствие арендатору в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы Департамента о необходимости проведения новой оценки рыночной стоимости муниципального имущества.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Омск-Строй".
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие у него возможности принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества с учётом рыночной стоимости, указанной в отчёте, а также составления проекта договора купли-продажи этого имущества вследствие необходимости проведения новой оценки арендуемого ООО "Омск-Строй" объекта недвижимого имущества согласно нормам Закона N 159-ФЗ.
Кроме того, заявитель полагает, что не имеется оснований для предположения о нарушении прав и законных интересов ООО "Омск-Строй" бездействием Департамента по принятию решения об отчуждении арендуемого имущества.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе об отмене судебных актов.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц, извещённых о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждено, что по условиям заключённого с Департаментом договора аренды нежилого помещения от 29.04.2011 N 20/41836/6 ООО "Омск-Строй" является арендатором нежилого помещения общей площадью 77,7 кв. м, расположенного по адресу:
город Омск, улица 5-я Линия, 248а, для осуществления медицинской деятельности.
При реализации предусмотренного нормами Закона N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение арендуемого согласно договору от 29.04.2011 N 20/41836/6 имущества ООО "Омск-Строй" обратилось 13.09.2013 в Департамент с заявлением о его выкупе.
От ООО "Омэкс" был получен отчёт от 04.12.2013 N 208/13 об определении рыночной стоимости арендуемого имущества, планируемого к приобретению, в размере 220 000 рублей без учёта стоимости земельного участка, на котором находится данное помещение.
Поскольку Департаментом и Администрацией не совершено каких-либо действий и не принято предусмотренных законом решений по заявлению о приобретении имущества в собственность, ООО "Омск-Строй" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в несообщении о результатах рассмотрения заявления о приобретении нежилого помещения, обязании Департамента подготовить проект правового акта об условиях приватизации нежилого помещения по рыночной стоимости и направлении его в Администрацию, признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения об условиях приватизации нежилого помещения по установленной в отчёте рыночной стоимости, обязании Администрации в двухнедельный срок со дня получения от Департамента проекта правового акта об условиях приватизации принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества - нежилого помещения по установленной в отчёте рыночной стоимости, обязании Департамента направить ООО "Омск-Строй" проект договора купли-продажи нежилого помещения в 10-дневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Исходя из содержания части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьёй 3 Закона N 159-ФЗ предусмотрено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на возмездное приобретение арендуемого имущества из муниципальной собственности по цене, равной его рыночной стоимости и определённой независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьёй 3 Закона N 159-ФЗ требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные статьёй 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества, не включённого в утверждённый в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления уполномоченные органы согласно части 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчёта о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Установив, что в установленный срок решение о приобретении арендуемого имущества или об отказе в принятии решения в адрес ООО "Омск-Строй" не направлялось, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие уполномоченного органа согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, как нарушающее право общества на приобретение арендуемого помещения, используемого в предпринимательской деятельности.
С целью восстановления нарушенного права суд первой инстанции обоснованно возложил на Департамент и на Администрацию обязанность подготовить проект правового акта об условиях приватизации нежилого помещения, исходя из рыночной стоимости, установленной отчётом об оценке от 04.12.2013 N 208/13, направить данный проект правового акта в Администрацию, принять решение об условиях приватизации нежилого помещения, исходя из рыночной стоимости, установленной отчётом об оценке от 04.12.2013 N 208/13, и в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить в Администрацию проект договора купли-продажи спорного нежилого помещения.
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Приведённый Департаментом в кассационной жалобе довод о необходимости проведения дополнительной оценки арендуемого ООО "Омск-Строй" объекта недвижимого имущества подлежит отклонению, поскольку не соответствует названным нормам Закона N 159-ФЗ.
Утверждение Департамента о том, что его бездействие по непринятию решения об отчуждении арендуемого имущества не нарушает права и законные интересы ООО "Омск-Строй", противоречит установленным обстоятельствам дела, выражает несогласие с выводами судов и не указывает на неправильное применение судами положений Закона N 159-ФЗ при разрешении дела.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.09.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8990/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
О.С. Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При получении заявления уполномоченные органы согласно части 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчёта о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
...
Приведённый Департаментом в кассационной жалобе довод о необходимости проведения дополнительной оценки арендуемого ООО "Омск-Строй" объекта недвижимого имущества подлежит отклонению, поскольку не соответствует названным нормам Закона N 159-ФЗ.
Утверждение Департамента о том, что его бездействие по непринятию решения об отчуждении арендуемого имущества не нарушает права и законные интересы ООО "Омск-Строй", противоречит установленным обстоятельствам дела, выражает несогласие с выводами судов и не указывает на неправильное применение судами положений Закона N 159-ФЗ при разрешении дела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 марта 2015 г. N Ф04-15884/15 по делу N А46-8990/2014