г. Тюмень |
|
23 марта 2015 г. |
Дело N А81-1510/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 24.09.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Лисянский Д.П.) и постановление от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А81-1510/2014 по заявлению Овгортского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования Шурышкарский район (629643, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, село Овгорт, дом 34, ИНН 8907000127, ОГРН 1028900556321) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, дом 6А, ИНН 8901014300, ОГРН 1048900005890) об оспаривании решений.
Другие лица, участвующие в деле - открытое акционерное общество "Ямалкоммунэнерго".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретдинов Н.М.) в заседании участвовали представители:
В помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа присутствует представитель от Овгортского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования Шурышкарский район - Черкасов Д.Я. по доверенности от 01.02.2015 N 1.
В помещении Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа присутствуют представители:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу - Фалалеева Ю.М. по доверенности от 12.01.2015 N 36;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу - Кожевин Д.А. по доверенности от 26.01.2015.
Суд установил:
Овгортское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования Шурышкарский район (далее - заявитель, Предприятие, Овгортское МП ЖКХ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган, Инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, УФНС России по ЯНАО) о признании недействительными решения Инспекции от 23.08.2013 N 2165 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в редакции решения Управления от 11.12.2013 N 324, решения Инспекции от 23.08.2013 N 1025 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в части отказа в предоставлении налогового вычета по НДС за 4 квартал 2012 года по взаимоотношениям с ОАО "Ямалкоммунэнерго" в размере 3 571 203,85 руб. и предложения уплатить недоимку по НДС за 4 квартал 2012 года.
Решением 24.09.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие считает доводы Инспекции несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в период с 21.03.2013 по 21.06.2013 Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2012 года, представленной Предприятием 21.03.2013, в которой заявлен к возмещению из бюджета НДС в размере 612 237 руб., при этом сумма НДС от реализации составила 2 775 946 руб., сумма налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) составила 3 388 183 руб.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 05.07.2013 N 11429.
23.08.2013 по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика налоговым органом вынесено решение N 2165 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение N 2165), которым уменьшен заявленный к возмещению из бюджета НДС за 4 квартал 2012 года в сумме 612 237 руб., Предприятию предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 2 775 946 руб.
Одновременно Инспекция решением от 23.08.2013 N 1025 отказала налогоплательщику в возмещении НДС в сумме 612 237 руб.
Основанием к отказу в возмещении НДС по взаимоотношениям с ОАО "Ямалкоммунэнерго" явились следующие обстоятельства:
- представленные в обоснование налогового вычета счета-фактуры, справки о стоимости оказанных услуг (КС-3) и акты выполненных работ (КС-2) содержат обобщенный перечень выполненных работ (оказанных услуг);
- первичные документы подписаны неуполномоченными лицами.
Предприятие обратилось с апелляционной жалобой на решения Инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления от 11.12.2013 N 324 решение Инспекции от 23.08.2013 N 2165 изменено путем отмены в части предложения уплатить НДС за 4 квартал 2012 года в размере 106 049,17 руб.
Заявитель, не согласившись с выводами налогового органа, изложенными в решениях от 23.08.2013 N 2165 и N 1025, в редакции решения Управления от 11.12.2013 N 324, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 146, пункта 1 статьи 166, пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 2 статьи 173, пункта 1, 5, 6 статьи 169, пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской федерации, разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53), пункта 3 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о недоказанности правовой позиции налогового органа по рассматриваемому контрагенту, поскольку документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов, являются надлежащими доказательствами, подтверждающими реальность финансово-хозяйственных операций налогоплательщика с ОАО "Ямалкоммунэнерго", а также о правомерности уменьшения исчисленного к уплате за 4 квартал 2012 года НДС на налоговые вычеты.
Как указано судами, Инспекцией в ходе проверки не была установлена совокупность указанных в Постановлении N 53 обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности Предприятия и в правомерности заявленной им налоговой выгоды.
Суд кассационной инстанции, подтверждая вывод судов двух инстанций, исходит из положений материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, в проверяемом периоде налогоплательщиком (Заказчик) заключен договор от 09.04.2012, на основании которого ОАО "Ямалкоммунэнерго" (Исполнитель) выполняло комплекс ремонтно-эксплуатационных работ на объектах Заказчика, поименованных в приложении N 1 к договору от 09.04.2012.
В приложении N 2 к договору от 09.04.2012 определен перечень оказываемых услуг по ремонтно-эксплуатационному и производственно-хозяйственному обслуживанию.
Приложением N 3 "протокол согласования стоимости услуг по ремонтно-эксплуатационному и производственно-хозяйственному обслуживанию объектов" к договору от 09.04.2012 определены общие расходы на 2012 год в разрезе статей затрат по кварталам и видам оказываемых услуг без указания цены за единицу работ ОАО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе.
В подтверждение реальности выполненных работ, а также в подтверждение правомерности заявленных в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2012 года налоговых вычетов, налогоплательщик представил в адрес налоговых органов, а также в суд:
- договор РЭО от 09.04.2012 с приложениями N N 1, 2, 3;
- счета-фактуры, выставленные в адрес предприятия на оплату оказанных ОАО "Ямалкоммунэнерго" услуг по договору РЭО от 09.04.2012;
- акты приемки выполненных работ (оказанных услуг);
- акты оказанных услуг по форме, установленной договором РЭО от 09.04.2012;
- справки о стоимости выполненных работ и затрат по договору РЭО от 09.04.2012;
- платежные поручения об оплате выставленных счетов-фактур по договору РЭО от 09.04.2012.
Обстоятельства наличия у налогового органа вышепоименованных документов для целей предоставления Предприятию налогового вычета по НДС за 4 квартал 2014 года по контрагенту ОАО "Ямалкоммунэнерго" не оспариваются и подтверждаются содержанием акта камеральной налоговой проверки, решения Инспекции N 2165, а также решения Управления от 11.12.2013 N 324, из которых следует, что Предприятие для проверки правомерности заявленных налоговых вычетов по НДС за 4 квартал 2012 года по контрагенту ОАО "Ямалкоммунэнерго" представлены необходимые документы.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон суды пришли к правильному выводу о том, что представленные Овгортским МП ЖКХ документы подтверждают факт осуществления сделок со спорным контрагентом - ОАО "Ямалкоммунэнерго", а также правомерность заявленных в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2012 года налоговых вычетов по НДС.
Доводы Инспекции относительно того, что налогоплательщик в нарушение статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации не представил доказательств, что оказание услуг по обслуживанию бани не связано с начисленным НДС, а также, что вычет в размере 19 524, 99 руб. заявлен неправомерно, поскольку оказание услуг по взлету-посадке воздушных судов, их стоянки и по руководству полетами подпадает под действие льготы, установленной подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат рассмотрению судом кассационной инстанции, поскольку не рассматривались в судах первой и апелляционной инстанций.
Ссылки Инспекции на неправильное применение судами норм материального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Несогласие налогового органа с оценкой судами представленных доказательств и сделанных на ее основе выводов по фактическим обстоятельствам, их иная оценка с его стороны, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Инспекции по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.09.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-1510/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
По мнению налогового органа, налогоплательщику должно быть отказано в вычете НДС, поскольку представленные в обоснование налогового вычета счета-фактуры, справки о стоимости оказанных услуг (КС-3) и акты выполненных работ (КС-2) содержат обобщенный перечень выполненных работ (оказанных услуг).
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с мнением налогового органа и указал следующее.
Исполнитель выполнял комплекс ремонтно-эксплуатационных работ, поименованных в приложении N 1 к договору, в приложении N 2 определен перечень оказываемых услуг по ремонтно-эксплуатационному и производственно-хозяйственному обслуживанию, приложением N 3 определены общие расходы в разрезе статей затрат по кварталам и видам оказываемых услуг без указания цены за единицу работ; кроме того, налогоплательщиком в ходе проверки представлены все первичные документы по исполнению договора.
Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2015 г. N Ф04-16879/15 по делу N А81-1510/2014
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-16879/15
20.03.2015 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-1510/14
23.12.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12522/14
24.09.2014 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-1510/14