г. Тюмень |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А70-6780/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение от 02.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Стафеев С.А.) и постановление от 28.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванов Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А70-6780/2014 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) к администрации Тюменского муниципального района (625049, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Московский тракт, д. 115, ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) об оспаривании распоряжения от 15.02.2011 N 352.
Другие лица, участвующие в деле: Бузолина Ольга Валерьевна, Департамент лесного комплекса Тюменской области.
В судебном заседании принимали участие представители:
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Акимова О.В. по доверенности от 25.12.2014 N 229, Серкбаев А.Е. по доверенности от 25.12.2014 N 226.
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация) об оспаривании распоряжения от 15.02.2011 N 352.
Судом первой инстанции учтено, что управлением ошибочно указана форма оспариваемого ненормативного правового акта, а именно вместо постановления от 15.02.2011 N 352, указано распоряжение от 15.02.2011 N 352. Учитывая изложенное, суд исходил из того, что заявителем оспаривается постановление от 15.02.2011 N 352.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Бузолина Ольга Валерьевна (далее - Бузолина О.В.) и Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент).
Решением от 02.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы управление указывает, что наложение земельного участка на земли лесного фонда подтверждается картой-схемой местоположения и границ, путем совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с цифровыми лесными картами; администрация не имела полномочий на распоряжение частью спорного земельного участка, в связи с чем оспариваемое постановление вынесено с превышением полномочий.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Тюменского муниципального района просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители Департамента лесного комплекса поддержали доводы жалобы.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадью 98 476 га, адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, Тюменский лесхоз, кадастровый (или) условный номер 72:17:0000000:39.
В ходе проверки информации о возможном нарушении требований лесного законодательства департаментом выявлен факт самовольного занятия лесного участка в квартале 34 выделе 25, 26, 27 Каменского участкового лесничества.
В соответствии с постановлением администрации от 15.02.2011 N 352 Бузолиной О.В. в аренду на три года был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:619 площадью 1 600 кв. м для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, участок N 768, категория земель - земли населенных пунктов. 21.02.2011 с Бузолиной О.В. заключен договор аренды названного земельного участка N 17-08/335.
Соглашением от 08.04.2014 срок действия указанного договора аренды продлен до 14.02.2017.
На основании обращения департамента Тюменским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в результате совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:619 с цифровыми лесными картами подготовлена карта-схема местоположения и границ лесного участка в выделах 6, 7, 8 (по лесоустройству 2011 года, выдел 24, 25, 26) квартала 34 Каменского участкового лесничества, Тюменского лесничества.
Заявитель, обращаясь в арбитражный суд, указал, что согласно карте-схеме установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:619 на земли лесного фонда в квартале 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества, который входит в состав земель лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Арбитражные суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из того, что карта-схема местоположения границ лесного участка в выделах 6, 7, 8 квартала 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества не является доказательством, подтверждающим факт наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:619 на земли лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, поскольку земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:619, предоставленный в аренду Бузолиной О.В., прошел процедуру государственного кадастрового учета, и кадастровый паспорт такого участка содержит информацию о том, что соответствующий участок относится к категории земель "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием - для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, в то время как указания на то, что какая-либо часть земельного участка относится к землям лесного фонда кадастровый паспорт не содержит.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
По смыслу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ и положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации, орган местного самоуправления осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и по существу реализует полномочия собственника при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается представленными в дело доказательствами, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:619 прошел процедуру государственного кадастрового учета, по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, в отношении такого участка установлена его точная площадь (1 600 кв. м), категория земель, на которых он расположен (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования (для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений) и координаты точек, определяющих границы такого участка.
При этом доказательств об отнесении какой-либо части указанного участка к землям лесного фонда в материалы дела не представлено.
Между тем материалами дела подтверждается и судами установлено, что государственный кадастровый учет лесного участка с условным кадастровым номером 72:17:0000000:39 не осуществлялся.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" такой участок признается ранее учтенным объектам недвижимости.
В силу статьи 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, то для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Пунктом 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Частью 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Управление в подтверждение факта наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда представило составленные по результатам лесоустройства карты-схемы расположения и границ земельных участков. Суды, оценив данные карты-схемы, являющиеся документами лесоустройства, правильно указали, что в отсутствие проведения кадастрового учета карты-схемы не являются безусловным и достаточным доказательством факта наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:530 на земли лесного фонда, поскольку границы лесных участков, не прошедших кадастровый учет, могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства; проведение лесоустроительных работ не подменяет собой проведение кадастровых работ в отношении лесного участка.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о принятии администрацией оспариваемого распоряжения в пределах предоставленных законом полномочий.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, согласно положениям главы 35 АПК РФ, в связи с чем, подлежат отклонению.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6780/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Частью 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 марта 2015 г. N Ф04-16278/15 по делу N А70-6780/2014