г. Тюмень |
|
24 апреля 2015 г. |
Дело N А75-349/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Перминовой И.В.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Азарянского Александра Андреевича на решение от 16.07.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 17.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-349/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Азарянского Александра Андреевича (г. Сургут, ИНН 860222592245, ОГРН 305860214000023) к Нижневартовскому таможенному посту Ханты-Мансийской таможни (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, 25Б) о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости товаров.
Другое лицо, участвующее в деле: Ханты-Мансийская таможня.
В заседании принял участие индивидуальный предприниматель Азарянский Александр Андреевич.
Суд установил:
Индивидуальный предприниматель Азарянский Александр Андреевич (далее - ИП Азарянский А.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконными решений Нижневартовского таможенного поста Ханты-Мансийской таможни от 27.09.2013 (далее - таможенный орган) о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в декларациях N 10505090/04072013/0000731, 10505090/04072013/0000731 и 10505090/04072013/0000734.
Определением от 28.02.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ханты-Мансийская таможня.
Решением от 16.07.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 17.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе ИП Азарянский А.А., не соглашаясь с действиями таможенного органа и выводами судебных инстанций, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
По мнению заявителя, таможенным органом не исполнены положения статьи 11 Таможенного кодекса Таможенного союза о консультировании заинтересованных лиц; в нарушение статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза решение таможенного органа не содержало перечня конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться не достоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены; считает заключение таможенных экспертов необоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу Ханты-Мансийская таможня, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, Ханты-Мансийской таможней заявлено ходатайство о прекращении производства по кассационной жалобе в связи с пропуском ИП Азарянским А.А. срока на кассационное обжалование, заявитель обратился с ходатайством о восстановлении этого срока.
Суд кассационной инстанции признал возможным удовлетворить ходатайство ИП Азарянского А.А., восстановить срок на кассационное обжалование и отказать в удовлетворении ходатайства таможенного органа.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, таможенным представителем ИП Азарянского А.А. 04.07.2013 и 05.07.2013 поданы декларации на товары (далее - ДТ) N 10505090/04072013/0000731, N 10505090/04072013/0000731 и N 10505090/04072013/0000734.
Названные ДТ поданы на следующий товар:
- автомобиль легковой марки HONDA модель ODYSSEY, VIN 5FNRL5H68CB129470, год выпуска 2012, модель двигателя J35Z8, N 2145405, номер шасси отсутствует, номер кузова 5FNRL5H 38СВ129470.
Таможенная стоимость товара определена декларантом по резервному методу (6 методу) на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), заявлена в ДТ и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) в размере 424 432 руб. 47 коп. (12776,26 долларов США в эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату регистрации ДТ);
- автомобиль легковой марки HONDA модель ODYSSEY, VIN 5FNRL5H62DB004904, год выпуска 2012, модель двигателя J35Z8, N 3005687, номер шасси отсутствует, номер кузова 5FNRL5H62DB004904.
Таможенная стоимость товара определена декларантом по резервному методу (6 методу) на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), заявлена в ДТ и ДТС в размере 423 667 руб. 17 коп. (12776,26 долларов США в эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату регистрации ДТ);
- автомобиль легковой марки HONDA модель ODYSSEY, VIN 5FNRL5H67СB118069, год выпуска 2012, модель двигателя J35Z8, N 2133014, номер шасси отсутствует, номер кузова 5FNRL5H67СB118069.
Таможенная стоимость товара определена декларантом по резервному методу (6 методу) на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), заявлена в ДТ и ДТС в размере 423 667 руб. 17 коп. (12776,26 долларов США в эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату регистрации ДТ).
При таможенном декларировании была использована процедура удаленного выпуска товаров в соответствии с Порядком совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденного приказом от 22.04.2011 N 845 Федеральной таможенной службы России.
При осуществлении контроля таможенной стоимости указанного товара таможенным органом вынесены решения о проведении дополнительной проверки, по результатам которой приняты решения от 27.09.2013 о корректировке таможенной стоимости указанных автомобилей следующим образом:
- 767 599 рублей 20 копеек по ДТ N 10505090/04072013/0000731,
- 792 511 рублей 41 копейка по ДТ N 10505090/04072013/0000734,
- 766 215 рублей 14 копеек по ДТ N 10505090/04072013/0000733.
Не согласившись с действиями и выводами таможенного органа, ИП Азарянский А.А. обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконными решений от 27.09.2013 о корректировке таможенной стоимости товара
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что решение о проведении дополнительной проверки по представленным ИП Азарянский А.А. таможенным декларациям принято таможенным органом обоснованно; сведения о таможенной стоимости получены таможенным органом на основании заключений таможенных экспертов, которые отвечают критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, указанные в пункте 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Согласно статье 68 Таможенного кодекса Таможенного союза контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
Из содержания статьи 67 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что, если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 той же статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что решения таможенного органа о проведении дополнительной проверки соответствуют требованиям закона, предъявляемым к их форме и содержанию, основанием для принятия этих решений послужил выявленный автоматизированной системой управления риск недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров по ДТ N N 10505090/04072013/0000731, 10505090/04072013/0000731 и 10505090/04072013/0000734 в связи с отсутствием в представленных ИП Азарянский А.А. документах внешнеторгового договора купли-продажи, отсутствия в инвойсе от 09.04.2013 сведений о существенных условиях сделки, а также несоответствие сведений, представленных на бумажном и электронном носителях.
Доводы заявителя о том, что таможенный орган неправомерно не проводил с ним консультаций при осуществлении мероприятий по определению таможенной стоимости, в результате чего он был лишен возможности получить полную информацию о подлежащих представлению документах, были исследованы судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Статьей 11 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
При консультировании должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а также не составляют такие таможенные декларации и документы.
Консультации, связанные с заполнением документов, проводятся в устной форме без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом. Информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.
Согласно статье 2 Соглашения Таможенного союза от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" консультации между таможенным органом и декларантом могут быть проведены с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обращение ИП Азарянского А.А. в таможенные органы с заявлением о предоставлении ему консультации по вопросу выбора стоимостной основы и определения перечня документов, являющихся основанием для определения таможенной стоимости.
Доводы заявителя о том, что в нарушение статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза решение таможенного органа не содержало перечня конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а также о необоснованности заключений таможенных экспертов, были исследованы и получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых заявителем судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.07.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-349/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что, если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 той же статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
...
Статьей 11 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
...
Доводы заявителя о том, что в нарушение статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза решение таможенного органа не содержало перечня конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а также о необоснованности заключений таможенных экспертов, были исследованы и получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 апреля 2015 г. N Ф04-16337/15 по делу N А75-349/2014