г. Тюмень |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А27-19558/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Рябининой Т.А.,
Фроловой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тепловые сети" на решение от 29.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Шабалова О.Ф.) и постановление от 26.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Афанасьева Е.В., Шатохина Е.Г.) по делу N А27-19558/2013 по иску закрытого акционерного общества "Тепловые сети" (652845, Кемеровская область, город Мыски, улица Кутузова, 25, ОГРН 1024201428503, ИНН 4215009184) к муниципальному образованию "Мысковский городской округ" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (652840, Кемеровская область, город Мыски, улица Первомайская, 2-1, ОГРН 1024201428206, ИНН 4215003182), муниципальному унитарному предприятию Мысковского городского округа "Жизнеобеспечение и благоустройство города" (652840, Кемеровская область, город Мыски, улица Серафимовича, 14-7, ОГРН 1124214000074, ИНН 4214033949) о взыскании убытков.
Другие лица, участвующие в деле: администрация города Мыски, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, открытое акционерное общество "Кузбассэнерго".
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Тепловые сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Мысковский городской округ" (далее - муниципальное образование) в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (далее - Комитет), муниципальному унитарному предприятию Мысковского городского округа "Жизнеобеспечение и благоустройство города" (далее - предприятие) о взыскании 4 531 607,08 руб. убытков за период с 01.07.2013 по 31.12.2013, возникших в результате бездействия Комитета, выразившихся в непринятии должных мер по организации теплоснабжения в муниципальном образовании в виде недополученных нормативных технологических потерь в связи с не включением их в тариф истца с 01.07.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Мыски, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, открытое акционерное общество "Кузбассэнерго".
В порядке статьи 49 АПК РФ Общество заявило отказ от исковых требований к предприятию.
Решением от 29.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области производство по делу в отношении предприятия прекращено.
В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию в лице Комитета отказано.
Постановлением от 26.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает следующие доводы:
в тарифах на услуги по передаче тепловой энергии должны учитываться расходы на оплату нормативных технологических потерь, которые были бы включены в тарифы на тепловую энергию для потребителей; нормативные потери по муниципальным сетям, переданным в хозяйственное ведение Предприятию, в тариф на тепловую энергию для Общества включены не были, в связи с чем они являются для истца убытками, поскольку затраты на содержание данных сетей истец несет без их возмещения со стороны как потребителей, так и муниципального образования; бездействие муниципального образования, выразившееся в непередаче тепловых сетей в обслуживание специализированной организации (Общества), повлекло убытки для истца.
В отзывах на кассационную жалобу ответчики указывают на законность и обоснованность принятых судебных актов, просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора от 01.01.2010 N 2990 на отпуск и пользование тепловой энергией
в горячей воде (далее - договор), заключенного с открытым акционерным обществом "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго") Общество приобретает тепловую энергию на коллекторах источника тепла Томь-Усинский ГРЭС для дальнейшей транспортировки до потребителей жилой застройки ГРЭС г. Мыски и Новокузнецкого района и на технологические нужды (потери через изоляцию и с утечками) при транспортировке тепловой энергии по сетям до потребителей.
Учет количества отпущенной энергии производится на основании показаний приборов коммерческого учета отпуска тепловой энергии, установленных в точке учета на границе раздела тепловых сетей Общества и ТУ ГРЭС ОАО "Кузбассэнерго".
Теплоснабжение потребителей в микрорайоне ГРЭС г. Мыски и Новокузнецкого района осуществляется по магистральным и распределительным сетям открытого акционерного общества "Межрегиональная теплосетевая компания" (далее - ОАО "Межрегиональная теплосетевая компания") от источника теплоснабжения - Томь-Усинская ГРЭС через внутриквартальные сети, находящиеся в собственности муниципального образования.
Объекты внутриквартальных сетей теплоснабжения в микрорайоне ГРЭС г. Мыски являются продолжением сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ОАО "Межрегиональная теплосетевая компания", имеют взаимные точки присоединения и участвуют в единой технологической системе теплоснабжения.
До рассматриваемого периода по договору от 01.01.2012 N 188 (О) Комитет (арендодатель) передавал на основании постановления Мысковского городского округа от 15.12.2011 N 2730 "О передаче в аренду муниципальных тепловых сетей ЗАО "Тепловые сети", а Общество (арендатор) принимало в аренду внутриквартальные сети, находящиеся в собственности муниципального образования, протяженностью 15 004,8 п/м. Имущество передавалось в аренду для целей использования его по целевому назначению - транспортировка тепловой энергии в горячей воде для потребителей города. Срок действия договора устанавливался с 01.01.2012 по 28.12.2012 (пункты 1.1, 1.4, 5.1 договора).
Постановлением администрации Мысковского муниципального округа от 29.12.2012 N 2736 "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение" Комитету предписано передать в хозяйственное ведение и на баланс предприятия тепловые сети согласно приложению N 1 (объекты внутриквартальных сетей теплоснабжения в микрорайоне ГРЭС г. Мыски, находящиеся в собственности муниципального образования) и исключить из состава муниципальной казны это имущество; предприятию зарегистрировать право хозяйственного ведения в установленном законом порядке (вступило в силу с 01.01.2013).
Согласно договору от 29.12.2012 N 3 о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения предприятию (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2013) Комитет, в целях реализации правоспособности предприятия, передал, а предприятие приняло в хозяйственное ведение муниципальное имущество. Передача имущества в хозяйственное ведение не влечет перехода права собственности к предприятию. Настоящий договор является актом приема-передачи имущества в хозяйственное ведение (пункты 1.1, 1.2, 2.3 договора).
По указанному договору Комитет передал предприятию внутриквартальные тепловые сети протяженностью 15,004 п/м.
По договору аренды муниципального имущества от 28.11.2013 Комитет (арендодатель) обязуется передать Обществу на основании постановления администрации Мысковского городского округа от 28.11.2013 N 2343-п "О передаче в аренду муниципального имущества ЗАО "Тепловые сети", а Общество (арендатор) принимает во временное пользование на правах аренды муниципальное имущество - тепловые сети протяженностью 5 004,8 п/м, согласно приложению. Объект передается арендатору в целях обеспечения нужд потребителей в услугах теплоснабжения. Договор вступает в силу с 01.01.2014 и действует по 28.12.2014 (пункты 1.1, 1.2, 5.1 договора).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК КО) от 23.12.2011 N 401 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, реализуемые ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски) на потребительском рынке" (далее - Постановление РЭК КО N 401) Обществу с календарной разбивкой - с 01.01.2012 по 30.06.2012, с 01.07.2012 по 31.08.2012, с 01.09.2012 утверждены тарифы на тепловую энергию и теплоноситель (818,16 руб./Гкал, 826,46 руб./Гкал, 839,61 руб./Гкал, соответственно). При этом при установлении тарифов учтено, что Общество арендует внутриквартальные тепловые сети муниципального образования, в связи с чем в тарифах заложены нормативные потери тепловой энергии при прохождении по этим сетям.
Постановлением РЭК КО от 01.07.2013 N 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски) на потребительском рынке" (далее - Постановление РЭК КО N 127) для Общества с 01.07.2013 установлены тарифы на тепловую энергию в размере 816,41 руб./Гкал.
Как следует из выписки из протокола заседания Правления РЭК КО от 01.07.2013 N 39-т повестка дня "Об утверждении инвестиционной программы ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски) в части передачи тепловой энергии 2013 год", правление РЭК КО, учитывая результаты анализа и экономические интересы производителя и потребителей тепловой энергии, постановило установить для общества тариф на реализацию тепловой энергии на 2013 год согласно таблице N 2.
В таблице N 2 отражены такие показатели, как затраты на передачу тепловой энергии; необходимая валовая выручка - НВВ (без учета затрат на потери); затраты на покупку потерь тепловой энергии и теплоносителя; затраты на покупку тепловой энергии от ОАО "Кузбассэнерго"; расчетный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, руб. /Гкал.; общие затраты на реализацию тепловой энергии с учетом покупки от ОАО "Кузбассэнерго"; тариф на тепловую энергию на потребительском рынке ЗАО "Тепловые сети" (без НДС), руб./Гкал (с 01.09.2012 утвержден - 839,61 руб. (Постановление РЭК КО N 401), с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 816,41 руб.).
Согласно экспертному заключению РЭК КО от 01.07.2013, принятому по материалам, предоставленным Обществом, для установления тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке, потери в сетях в размере 37,863 тыс. Гкал приняты на основании результатов экспертизы технических нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2013 год по представленному экспертному заключению закрытого акционерного общества "Энергоизмерения" (далее - ЗАО "Энергоизмерение"). Потери приняты по арендованным тепловым сетям ОАО "Кузбассэнерго" без учета потерь в муниципальных сетях, так как Обществом не предоставлен договор аренды на 2013 год муниципальных тепловых сетей (раздел 4 экспертного заключения).
Общество неоднократно направляло в адрес предприятия для рассмотрения и подписания договор купли-продажи тепловой энергии для целей компенсации потерь в тепловых сетях на 2013 год, который предприятием не подписан.
Выставленные предприятию счета-фактуры за 2013 год за тепловую энергию - технологические потери при передаче тепловой энергии по муниципальным сетям, расчет количества которой произведен в соответствии с расчетом нормативных технологических потерь тепловой энергии и теплоносителя по месяцам 2013 года (заключение независимой экспертной организации ЗАО "Энергоизмерение"), оставлены без оплаты.
Общество, ссылаясь на возникновение убытков в виде неполученных доходов в связи с невключением в тариф на тепловую энергию (постановление РЭК КО N 127) расходов на оплату нормативных технологических потерь из-за несвоевременной передачи собственником тепловых сетей - муниципальным образованием данных сетей специализированной обслуживающей организации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исходил из того, что общество не доказаны факт противоправности действий (бездействия) ответчика, а также причинно-следственная связь между противоправными действиями ответчика и наступлением убытков. Суд первой инстанции также пришел к выводу, что в спорный период (с 01.07.2013 по 31.12.2013) муниципальные тепловые сети не находились по владении Комитета, а переданы на праве хозяйственного ведения предприятию, однако какие-либо претензии относительно незаконности действий Комитета по передаче муниципальных тепловых сетей предприятию истцом не предъявлялись, в судебном порядке договор от 29.12.2012 N 3 о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения предприятию не оспаривался.
Суд первой инстанции принял отказа от иска к предприятию в порядке части 2 статьи 49 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, дополнительно сослался на пункт 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), действующего в рассматриваемый период, согласно которому, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не учтено следующее.
Между сторонами, по существу, возник спор о возможности взыскания с ответчиков в пользу теплоснабжающей организации (истца) нормативных потерь тепловой энергии и теплоносителя, неизбежно возникающих в сетях, принадлежащих муниципальному образованию.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии со статьей 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относятся к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при котором уполномоченным государственным органом устанавливаются тарифы (цены), подлежащие обязательному применению при расчетах за тепловую энергию, теплоноситель.
В силу пункта 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что Общество, являясь теплоснабжающей организацией, обязалось, в том числе по договору с ОАО "Кузбассэнерго", поставлять тепловую энергию до потребителей жилой застройки ГРЭС г. Мыски и Новокузнецкого района.
В силу пункта 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
Согласно пункту 57 Основ ценообразования (в действующей в спорный период редакции) тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Пунктом 58.1 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом на основании предложения организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), (пункт 10.1) также предусмотрены составляющие тарифа на тепловую энергию, а именно: тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают в себя стоимость тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии.
Для Общества установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям - в рассматриваемый период (с 01.07.2013 по 31.12.2013) согласно постановлению РЭК КО N 127, без учета нормативных технологических потерь, неизбежно возникающих в тепловых сетях, принадлежащих муниципальному образованию (внутриквартальные тепловые сети), по которым тепловая энергию доходит до нужд потребителей жилой застройки ГРЭС г. Мыски и Новокузнецкого района
Пунктом 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 11 статьи 15 того же Закона теплосетевые организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными к одной системе теплоснабжения.
Из приведенных норм материального права следует, что теплоснабжающие организации обязаны оплачивать услуги по передаче тепловой энергии, оказанные теплосетевыми организациями, а последние - компенсировать теплоснабжающим организациям образующиеся в процессе перетока тепловой энергии потери, поскольку в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей (нормативные потери).
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Таким образом, как следует из пунктов 10.1, 58, 61.2 Методических указаний, а также положений Основ ценообразования, Закона о теплоснабжении, целью, для которой определяется величина нормативных потерь, является государственное регулирование тарифов, в том числе для потребителей.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судами в процессе рассмотрения дела установлено, что Комитет передал участки внутриквартальных тепловых сетей, принадлежащих муниципальному образованию, в спорный период предприятию, которое не осуществило государственную регистрацию права хозяйственного ведения, не защитило тариф на услуги по передаче тепловой энергии по участкам внутриквартальных сетей, не заключило с Обществом договор на покупку потерь в тепловых сетях, а с 01.01.2014 Общество снова арендует данные тепловые сети по договору с Комитетом от 28.11.2013, при этом тариф, установленный постановлением РЭК КО N 401 (839,61 руб./Гкал), выше установленного постановлением РЭК КО N 127 (816,41 руб./Гкал).
С учетом положений пунктов 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих добросовестность действий участников гражданских правоотношений, владелец сетей, не исполнивший обязательные для исполнения предписания действующего законодательства в области ценообразования, должен нести риск неблагоприятных последствий.
Муниципальное образование в лице Комитета обязано распоряжаться муниципальным имуществом, связанным с социально-значимым процессом снабжения тепловой энергии граждан, действуя разумно и добросовестно. В случае, если предприятие фактически обладало вещным правом и осуществляло эксплуатацию спорного участка тепловых сетей, оно также действуя разумно и добросовестно, не имея в рассматриваемый период тариф на передачу тепловой энергии, должно компенсировать истцу потери в данных тепловых сетях.
Учитывая изложенные обстоятельства, судам необходимо было включить в предмет исследования следующие вопросы: чьи действия - муниципального образования либо предприятия привели к создавшейся ситуации, при которой в состав тарифа истца в рассматриваемый период не вошли нормативные технологические потери, возникающие в спорном участке тепловой сети; действовало ли муниципальное образование, передав тепловые сети на праве хозяйственного ведения, разумно и добросовестно (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) с соблюдением требований указанного законодательства о необходимости распоряжения муниципальными сетями таким образом, чтобы соблюдать баланс интересов всех участников спорных правоотношений (теплоснабжающей организации, сетевой организации, потребителей тепловой энергии); осуществляло ли предприятие эксплуатацию спорного участка сетей.
Вместе с тем, указанные обстоятельства судами не устанавливались, однако без их установления выводы судов об отсутствие на стороне истца убытков, вызванных действиями (бездействием) муниципального образования либо предприятия, являются необоснованными.
Кроме того, без установления указанных обстоятельств, вывод суда первой инстанции о том, что отказ от иска к предприятию не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, является преждевременным (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При новом рассмотрении, принимая во внимание требования действующего доказательства, с учетом имеющихся и дополнительно представленных доказательств установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу (в том числе, касающихся вопроса добросовестности действий сторон), и в зависимости от установленных обстоятельств и перечисленных в данном постановлении норм права, решить вопрос о наличии (отсутствии) на состава убытков; дать по правилам статей 67, 68 и 71 АПК РФ оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, результаты которой отразить в соответствии с требованиями статей 15, 170 АПК РФ в судебном акте.
Судебные расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ судом первой инстанции при пересмотре дела.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-19558/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Муниципальное образование в лице Комитета обязано распоряжаться муниципальным имуществом, связанным с социально-значимым процессом снабжения тепловой энергии граждан, действуя разумно и добросовестно. В случае, если предприятие фактически обладало вещным правом и осуществляло эксплуатацию спорного участка тепловых сетей, оно также действуя разумно и добросовестно, не имея в рассматриваемый период тариф на передачу тепловой энергии, должно компенсировать истцу потери в данных тепловых сетях.
Учитывая изложенные обстоятельства, судам необходимо было включить в предмет исследования следующие вопросы: чьи действия - муниципального образования либо предприятия привели к создавшейся ситуации, при которой в состав тарифа истца в рассматриваемый период не вошли нормативные технологические потери, возникающие в спорном участке тепловой сети; действовало ли муниципальное образование, передав тепловые сети на праве хозяйственного ведения, разумно и добросовестно (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) с соблюдением требований указанного законодательства о необходимости распоряжения муниципальными сетями таким образом, чтобы соблюдать баланс интересов всех участников спорных правоотношений (теплоснабжающей организации, сетевой организации, потребителей тепловой энергии); осуществляло ли предприятие эксплуатацию спорного участка сетей."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2015 г. N Ф04-18396/15 по делу N А27-19558/2013