г. Томск |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А27-19558/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Афанасьевой Е.В., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тепловые сети" (07АП-12399/2014) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.10.2014 по делу N А27-19558/2013 (судья Шабалова О.Ф.)
по иску закрытого акционерного общества "Тепловые сети" (ОГРН 1024201428503, ИНН
4215009184)
к муниципальному образованию "Мысковский городской округ" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (ОГРН 1024201428206, ИНН 4215003182), муниципальному унитарному предприятию Мысковского городского округа "Жизнеобеспечение и благоустройство города" (ОГРН 1124214000074, ИНН 4214033949),
третьи лица: администрация города Мыски, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, ОАО "Кузбассэнерго",
о взыскании 4 531 607 руб. 08 коп.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Тепловые сети" (далее - ЗАО "Тепловые сети") обратилось с иском к муниципальному образованию "Мысковский городской округ" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (далее - комитет), муниципальному унитарному предприятию Мысковского городского округа "Жизнеобеспечение и благоустройство города" (далее - предприятие) о взыскании 4 531 607 руб. 08 коп. убытков, возникших в результате бездействия комитета (непринятия должных мер по организации теплоснабжения) за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 в виде недополученных нормативных технологических потерь из-за невключения их в тариф истца с 01.07.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация города Мыски, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, ОАО "Кузбассэнерго".
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 АПК РФ заявил отказ от исковых требований к предприятию.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.10.2014 прекращено производство по делу в отношении муниципального унитарного предприятия Мысковского городского округа "Жизнеобеспечение и благоустройство города" в связи с отказом истца от иска. В удовлетворении иска к муниципальному образованию "Мысковский городской округ" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа отказано.
Не согласившись с решением, ЗАО "Тепловые сети" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование подателем указано, что нормативные потери по муниципальным сетям, переданным в оперативное управление предприятия в тариф на тепловую энергию для ЗАО "Тепловые сети" включены не были, соответственно нормативные потери тепловой энергии, не оплаченные абонентами, являются для истца убытками. Убытки возникли в результате незаконного бездействия комитета.
Комитет, администрация в отзывах доводы апелляционной жалобы отклонили, решение суда просили оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора N 2990 от 01.01.2010 на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде, заключенного с ОАО "Кузбассэнерго" ЗАО "Тепловые сети" приобретает тепловую энергию на коллекторах источника тепла Томь-Усинский ГРЭС для дальнейшей транспортировки до потребителей жилой застройки ГРЭС г. Мыски и Новокузнецкого района и на технологические нужды (потери через изоляцию и с утечками) при транспортировке тепловой энергии по сетям до потребителей.
Учет количества отпущенной энергии производится на основании показаний приборов коммерческого учета отпуска тепловой энергии, установленных в точке учета на границе раздела тепловых сетей ЗАО "Тепловые сети" и ТУ ГРЭС ОАО "Кузбассэнерго".
Теплоснабжение потребителей в микрорайоне ГРЭС МО "Мысковский округ" осуществляется по магистральным и распределительным сетям ОАО " Межрегиональная теплосетевая компания" от источника теплоснабжения - Томь-Усинская ГРЭС через внутриквартальные сети, находящиеся в собственности муниципального образования "Мысковский городской округ".
Объекты внутриквартальных сетей теплоснабжения в микрорайоне ГРЭС МО "Мысковский городской округ" являются продолжением сети инженерно-технического обеспечения, находящейся в собственности ОАО " Межрегиональная теплосетевая компания", имеют взаимные точки присоединения, и участвуют в единой технологической системе теплоснабжения.
По договору аренды недвижимого имущества (зданий, сооружений) N 1-102/13 ОАО "Межрегиональная теплосетевая компания" передало в аренду объекты недвижимого имущества системы теплоснабжения в аренду истцу для осуществления деятельности по приему, передаче, распределению тепловой энергии, техническому обслуживанию и ремонту тепловых сетей.
Постановлением РЭК КО от 01.07.2013 N 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски) на потребительском рынке" установлены с 01.07.2013 тарифы на тепловую энергию для истца.
Согласно выписке из протокола N 39-т заседания Правления РЭК КО от 01.07.2013 повестка дня "Об утверждении инвестиционной программы ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски) в части передачи тепловой энергии 2013 год", Правление РЭК КО, учитывая результаты анализа и экономические интересы производителя и потребителей тепловой энергии, постановило установить для ЗАО "Тепловые сети" тариф на реализацию тепловой энергии на 2013 год согласно таблице N 2 В таблице отражены такие показатели, как затраты на передачу тепловой энергии; НВВ (без учета затрат на потери); затраты на покупку потерь тепловой энергии и теплоносителя; затраты на покупку т/э от ОАО "Кузбассэнерго"; расчетный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, руб./Гкал.; общие затраты на реализацию т/э с учетом покупки от ОАО "Кузбассэнерго"; тариф на тепловую энергию на потребительском рынке ЗАО "Тепловые сети" (без НДС), руб./Гкал. утвержден с 01.09.2012 - 839 руб. 61 коп (постановление РЭК КО N 401); с 01.07.2013 по 31.12.2013 -816 руб. 41 коп.).
Постановлением РЭК КО N 128 от 01.07.2013 "О внесении изменений в постановление РЭК КО от 28.12.2012 N 526 " Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски) на потребительском рынке" приложение N 2 постановления РЭК КО N 526 изложено в новой редакции.
Администрация Мысковского городского округа постановила: КУМИ Мысковского городского округа передать в хозяйственное ведение и на баланс МУП "Жизнеобеспечение и благоустройство города" тепловые сети согласно приложению N 1 (объекты внутриквартальных сетей теплоснабжения в микрорайоне ГРЭС, находящиеся в собственности КУМИ) и исключить из состава муниципальной казны это имущество; МУП зарегистрировать право хозяйственного ведения в установленном законом порядке (постановление Администрации МГО N 2736 от 29.12.2012 "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение" (вступило в силу с 01.01.2013)).
Согласно договору N 3 от 29.12.2012 с неопределенным сроком действия "о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию Мысковского городского округа "Жизнеобеспечение и благоустройство города" (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2013) КУМИ, в целях реализации правоспособности предприятия, передает, а предприятие принимает в хозяйственное ведение муниципальное имущество. Передача имущества в хозяйственное ведение не влечет перехода права собственности к предприятию. Настоящий договор является актом приема-передачи имущества в хозяйственное ведение (пункты 1.1, 1.2, 2.3 договора).
По указанному договору КУМИ передало предприятию тепловые сети протяженностью 15,004 пог./км.
ЗАО "Тепловые сети" неоднократно направляло в адрес МУП "Жизнеобеспечение и благоустройство города" для рассмотрения и подписания договор купли-продажи тепловой энергии для целей и компенсации потерь в тепловых сетях па 2013 год (сопроводительные письма от 14.10.2013 N 02-12/548 (вх.N 331 от 14.10.2013), от 18.11.2013 N 02-12/665 (вх.N 386 от 18.11.2013), который предприятием не был подписан.
Выставленные предприятию счета-фактуры за 2013 год за тепловую энергию -технологические потери при передаче тепловой энергии по сетям муниципальным сетям, расчет количества которой произведен в соответствии с расчетом нормативных технологических потерь тепловой энергии и теплоносителя по месяцам 2013 года (заключение независимой экспертной организации ЗАО "Энергоизмерение"), оставлены без оплаты.
Ссылаясь на возникновение у ресурсоснабжающей организации убытков в виде неполученных доходов в связи с не включением в тариф на оказание услуг по передаче тепловой энергии расходов на оплату технологических потерь из-за несвоевременной передачи собственником тепловых сетей обслуживающей организации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался требованиями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из того, что истцом не доказаны факт противоправности действий (бездействия) ответчика, а также причинно-следственная связь между противоправными действиями ответчика и наступлением убытков.
Апелляционный суд не усматривает основания для отмены решения суда, при этом исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Исходя из системного анализа положений названных норм права и предмета заявленного требования, ЗАО "Тепловые сети" должно доказать противоправность действий (бездействия) ответчика, факт наличия убытков и их размер, а также причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Исходя из материально-правового основания исковых требований и подлежащих применению норм гражданского права, ЗАО "Тепловые сети" обладает статусом теплоснабжающей организации, муниципальное образование является собственником тепловых сетей, с использованием которых осуществляется передача теплового ресурса вырабатываемого истцом до конечных потребителей.
В силу пункта 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 (далее - Основы N 109) к полномочиям Федеральной службы по тарифам отнесено утверждение методических указаний по расчету (определению) тарифов на электрическую (тепловую) энергию и размеров платы.
Согласно пункту 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2) расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" на услуги по передаче тепловой энергии подлежит установлению регулируемый тариф (цена).
Следовательно, затраты на нормативные технологические потери тепловой энергии являются одной из величин, из которых складывается и утверждается регулируемый тариф на услуги по передаче тепловой энергии. Поэтому использование указанной величины обусловлено только публичным процессом тарифообразования, применение которой для расчета убытков возникших в рамках гражданских правоотношений будет противоречить самой правовой природе данной величины, предусмотренной законом или соответствующим подзаконным актам.
ЗАО "Тепловые сети" считает, что в связи с несвоевременной передачей собственником тепловых сетей регулирующим органом установлен для истца тариф, в который не включены затраты на компенсацию нормативных технологических потерь, размер которых и составляет сумму взыскиваемых убытков.
Данная правовая позиция, по мнению суда апелляционной инстанции, является необоснованной по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 8 и части 4 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 57 Основ N 109 тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Из смысла пункта 58.1 Основ N 109 следует, что регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом на основании предложения организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
Пунктом 10 Основ N 109 предусмотрено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.
Таким образом, ЗАО "Тепловые сети", как организация осуществляющая регулируемый вид деятельности по производству тепловой энергии, в случае необоснованно понесенных расходов, не учтенных при установлении тарифа на тепловую энергию, вправе была при обращении в регулирующий орган за установлением для нее соответствующего тарифа на последующий финансовый год включить фактически понесенные экономически обоснованные расходы (в том числе, расходы в виде нормативных технологических потерь, неучтенных при утверждении тарифа на передачу тепловой энергии, являющегося в свою очередь, одной из величин, составляющих тариф на тепловой ресурс), образованные у теплоснабжающей организации в предыдущем периоде.
Исследовав в полном соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях муниципального образования противоправного поведения как обязательного элемента состава убытков, а также о недоказанности причинно-следственной связи между действиями муниципального образования и наличием у ЗАО "Тепловые сети" негативных экономическими последствий.
Поскольку истец заявил отказ от иска в части требований к предприятию и такой отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, арбитражный суд правомерно на основании статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в указанной части.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.10.2014 по делу N А27-19558/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19558/2013
Истец: ЗАО "Тепловые сети"
Ответчик: комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, МУП Мысковского городского округа "Жизнеобеспечение и благоустройство города"
Третье лицо: Администрация Мысковского городского округа, ОАО "Кузбассэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12399/14
28.07.2015 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-19558/13
28.04.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-18396/15
26.01.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12399/14
29.10.2014 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-19558/13