г. Тюмень |
|
29 апреля 2015 г. |
Дело N А45-19538/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОЗНИЦА К-1" на решение от 12.11.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 16.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Бородулина И.И., Полосин А.Л.) по делу N А45-19538/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОЗНИЦА К-1" (656049, город Барнаул, улица Мерзликина, 5, ОГРН 1052242262478, ИНН 2225074005) к мэрии города Новосибирска в лице Комитета рекламы и информации (630099, город Новосибирск, Вокзальная магистраль, 16) о признании незаконными предписаний.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РОЗНИЦА К-1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными предписаний мэрии города Новосибирска в лице Комитета рекламы и информации (далее - мэрия) от 29.08.2014 N 05-3849, N 05-3848, N 05-3847, N 05-3820, N 05-3821, N 05-3822, от 04.09.2014 N 05-3909, N 05-3911, N 05-3910 о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций.
Решением от 12.11.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, Правила распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, утвержденные решением Городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 N 372 (далее - Правила N 372), не подлежат применению при размещении конструкций с товарными знаками "Мария-Ра" и "Логотип "РА" на фасадах зданий (помещений). У общества имеются вывески, соответствующие требованиям пункта 3.1 Правил N 372.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу произведена замена судьи Отческой Т.И. в связи с ее болезнью на судью Григорьева Д.В., рассмотрение дела произведено сначала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, мэрией выданы обществу следующие предписания:
о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций от 29.08.2014 N 05-3849 (информационная конструкция "МАРИЯ-РА" площадью 4 м х 1 м, по адресу: город Новосибирск, улица Доватора, дом 31а) - предписано дополнить конструкцию информацией, необходимой для вывесок, изменить площадь до 2 кв. м, исключить слова "МАРИЯ-РА";
о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций от 29.08.2014 N 05-3848 (информационная конструкция "МАРИЯ-РА" площадью 5 м х 1 м, по адресу: город Новосибирск, улица Трикотажная, дом 63) - предписано дополнить конструкцию информацией, необходимой для вывесок, изменить площадь до 2 кв. м, исключить слова "МАРИЯ-РА";
о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций от 29.08.2014 N 05-3847 (информационная конструкция "МАРИЯ-РА" площадью 5 м х 1 м, по адресу: город Новосибирск, улица Трикотажная, дом 63) - предписано дополнить конструкцию информацией, необходимой для вывесок, изменить площадь до 2 кв. м, исключить слова "МАРИЯ-РА";
о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций от 29.08.2014 N 05-3820 (информационная конструкция, текст "логотип" площадью 1 м х 1 м, по адресу: город Новосибирск, улица Трикотажная, дом 63) - предписано дополнить конструкцию информацией, необходимой для вывесок;
о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций от 29.08.2014 N 05-3821 (информационная конструкция текст "логотип" площадью 1 м х 1 м, адресу: город Новосибирск, улица Трикотажная, дом 63) - предписано дополнить конструкцию информацией, необходимой для вывесок;
о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций от 29.08.2014 N 05-3822 (информационная конструкция текст "логотип" площадью 1 м х 1 м, по адресу: город Новосибирск, улица Доватора, дом 31а) - предписано дополнить конструкцию информацией, необходимой для вывесок;
о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций от 04.09.2014 N 05-3909 (информационная конструкция "МАРИЯ-РА" площадью 6 м х 1 м, по адресу: город Новосибирск, улица Энгельса, дом 3) - предписано дополнить конструкцию информацией, необходимой для вывесок, изменить площадь до 2 кв. м, исключить слова "МАРИЯ-РА";
о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций от 04.09.2014 N 05-3911 (информационная конструкция текст "свежее пиво на розлив" площадью 1 м х 2 м, по адресу: город Новосибирск, улица Энгельса, дом 3) - предписано дополнить конструкцию информацией, необходимой для вывесок, исключить слова "свежее на розлив";
о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций от 04.09.2014 N 05-3910 (информационная конструкция текст "Логотип РА" площадью 1 м х 1 м, по адресу: город Новосибирск, улица Энгельса, дом 3) - предписано дополнить конструкцию информацией, необходимой для вывесок, исключить "Логотип РА".
Не согласившись с указанными предписаниями мэрии, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у мэрии правовых оснований для выдачи оспариваемых предписаний, поскольку размещенные обществом конструкции не отвечают требованиям пункта 3.1 Правил N 372.
Выводы судов являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Правила N 372 приняты в целях формирования единого архитектурно-художественного облика города Новосибирска и устанавливают единые для города Новосибирска требования к распространению наружной рекламы и информации, к установке, эксплуатации рекламных конструкций и иных информационных конструкций и контролю за соблюдением этих требований (пункт 1.1).
Согласно разделу 3 названных Правил на территории города Новосибирска без получения разрешения допускается размещение не содержащих сведения рекламного характера информационных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 372 к таким информационным конструкциям относится:
1) конструкция, содержащая информацию управления дорожным движением и дорожного ориентирования согласно Правилам дорожного движения;
2) конструкция, содержащая информацию ориентирования в городской среде, включающая в себя строительные и почтовые номера зданий, знаки остановок и расписание движения пассажирского транспорта, схемы ориентирования в городе, размещаемые соответствующими городскими службами;
3) конструкция, содержащая информацию о проведении строительных, дорожных, аварийных работ, размещаемая в целях безопасности и информирования населения;
4) надписи и обозначения, содержащие информацию о внутригородских объектах, мемориальные доски;
5) праздничное некоммерческое (без использования наименований организаций и их логотипов) оформление города Новосибирска - различного рода декоративные элементы (мягкое стяговое оформление, флаги, световые установки, перетяжки, настенные панно, гирлянды и другие), производимое по тематическим планам в соответствии с правовыми актами мэрии города Новосибирска;
6) информационная табличка площадью не более 2 кв. м (с информацией, предназначенной для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении хозяйствующего субъекта, его фирменном наименовании (согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации), профиле работы), располагающаяся на фасаде здания в пределах помещений, занимаемых хозяйствующим субъектом;
7) учрежденческая доска (с информацией о полном зарегистрированном наименовании организации и ее ведомственной принадлежности и режиме работы), размещаемая в обязательном порядке при входе в организацию. Учрежденские доски должны иметь площадь не более 2 кв. м;
8) вывеска хозяйствующего субъекта площадью не более 2 кв. м, содержащая информацию согласно статье 9 Федерального закона "О защите прав потребителей" (фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес), режим ее работы; информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа), если имеется - с изображением их товарных знаков или знаков обслуживания, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством, либо коммерческого обозначения, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории, располагаемая у входа в помещение, занимаемое хозяйствующим субъектом.
В силу пункта 3.2 Правил N 372 размещение иных информационных конструкций не допускается. В случае самовольной установки информационной конструкции, не являющейся рекламной конструкцией и не предусмотренной пунктом 3.1 названных Правил, указанная информационная конструкция подлежит демонтажу на основании предписания комитета рекламы и информации мэрии города Новосибирска о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций (приложение 9) в порядке, предусмотренном названными Правилами.
Вступившим в законную силу решением от 18.09.2012 по делу N А45-20975/2012 пункты 3.1, 3.2 Правил N 372 были признаны соответствующими статьям 16, 16.1 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьям 1477, 1481, 1484, 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом на фасадах зданий (город Новосибирск, улица Энгельса, 3; улица Доватора, 31а; улица Трикотажная, 63) в пределах занимаемых им помещений размещены информационные конструкции, не отвечающие требованиям пункта 3.1 Правил N 372.
Доводы общества о нарушении его права на размещение товарного знака (обозначения "МАРИЯ-РА" и "Логотип "РА") в виде буквенных конструкций на фасадах зданий обоснованно отклонены судами.
Согласно статье 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Пункт 3.1 Правил N 372 не исключает права общества на использование товарного знака путем его размещения на какой-либо конструкции.
Вместе с тем бесконтрольное размещение конструкций с изображением товарных знаков, иных информационных конструкций, без ограничения, в том числе их размеров, может привести не только к нарушению эстетического, архитектурного облика города в целом, но и к созданию угрозы жизни и здоровья граждан в связи с их установкой, а также в отдельных случаях к невозможности осуществления работ по благоустройству и уборке территорий, фасадов зданий (сооружений).
Произвольное использование субъектом предпринимательской деятельности товарного знака в любых формах и любых размеров, в том числе посредством размещения на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, не может быть признано правомерным поведением хозяйствующего субъекта с учетом наличия действующих Правил N 372.
Обществом не оспаривается факт размещения им на фасадах зданий спорных конструкций, не отвечающих требованиям пункта 3.1 Правил N 372.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии у мэрии правовых оснований для выдачи обществу оспариваемых предписаний.
С учетом вышеизложенного суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.11.2014 Арбитражного суда Новосибирской области постановление от 16.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19538/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу решением от 18.09.2012 по делу N А45-20975/2012 пункты 3.1, 3.2 Правил N 372 были признаны соответствующими статьям 16, 16.1 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьям 1477, 1481, 1484, 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Согласно статье 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2015 г. N Ф04-18286/15 по делу N А45-19538/2014