г. Тюмень |
|
5 мая 2015 г. |
Дело N А75-5716/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 05 мая 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 20.08.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 25.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-5716/2014 по исковому заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, 69, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628309, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, улица Ленина, 26, ИНН 8604035473 ОГРН 1058602819538) о взыскании 45 287 424 руб.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Павлова А.Н. по доверенности от 18.02.2015 N 253/15.
Суд установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба, административный орган) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - общество, ООО "РН-Юганскнефтегаз") о взыскании вреда, причинённого лесному фонду, в размере 45 287 424 руб.
Решением от 20.08.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворён.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит решение от 20.08.2014 и постановление от 25.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, на момент обращения службы с исковым заявлением в суд обществом в добровольном порядке был возмещён вред, нанесённый окружающей среде, путём рекультивации земель загрязнённого участка, следовательно, данное исковое требование необоснованно и влечёт двойное возмещение вреда.
Кроме того, указывает, что административным органом произведён неверный расчёт суммы вреда, причинённого лесам.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу обществом в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в соответствии с распоряжением от 02.07.2013 N 09-190 проведено рейдовое обследование территории лесного фонда на территории Юнг-Яхского участкового лесничества ТО - Нефтеюганское лесничество на предмет соблюдения природоохранного, лесного законодательства, правил пожарной безопасности в лесах, в ходе которого в квартале 101 выдел 150, квартале 110 выдел 85, в квартале 111 выдел 32 установлено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) земель лесного фонда. Площадь нефтезагрязнённых участков составила: 1,0 га, 6,2 га, 0,4 га, соответственно.
Результаты обследования отражены в акте рейдового патрулирования участков лесного фонда на территории Юнг-Яхского участкового лесничества ТО - Нефтеюганское от 09.07.2013 N 09-190 (далее - акт от 09.07.2013) и схемах участков, загрязнённых нефтепродуктами.
Согласно заключению Сургутского отдела филиала федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12.08.2013 N 281/СИ по результатам КХА в точках отбора проб наблюдается превышение над фоном:
по нефтепродуктам в пробе N 8 в 360,6 раза, в пробе N 9 в 309,8 раза (протоколы КХА N 241, 242).
Претензией службы от 23.01.2014 N 18-ЛН/2014 обществу предложено в течение 30 дней со дня её получения возместить причинённый лесам вред в размере 45 287 424 руб., исчисленный на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление N 273).
Поскольку в добровольном порядке вред не был возмещён, служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта причинения вреда, причинённого лесам, в результате неправомерных действий общества. При этом суды признали правильным произведённый службой охраны окружающей среды расчёт ущерба.
Судами также отмечено, что отнесение загрязнённых участков лесного фонда к болоту не исключает статус указанных земельных участков как земель, относящихся к лесному фонду.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.
Из положений части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) следует, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причинённый этими лицами вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Таким законом и является Закон N 7-ФЗ, в пункте 3 статьи 77 которого указано, что вред окружающей среде, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды.
Следовательно, возмещение вреда, причинённого лесонарушениями, по утверждённым в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Таксы же, в свою очередь, являются условными единицами оценки затрат, понесённых в связи с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, с учётом не только стоимостного выражения непосредственного объекта нарушения, а также с учётом экологического вреда, причинённого природной среде.
Статьёй 100 ЛК РФ установлено, что таксы и методики исчисления размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Факт загрязнения нефтесодержащей жидкостью (нефтью) земель лесного фонда в квартале 101 выдел 150, квартале 110 выдел 85, в квартале 111 выдел 32 на территории Юнг-Яхского участкового лесничества, площадь загрязнения установлены судами, подтверждены материалами дела и обществом по существу не оспариваются.
С учётом изложенного суды обоснованно признали правомерным произведённый службой в соответствии с Постановлением N 273, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" расчёт ущерба в размере 45 287 424 руб. исходя из площади загрязнённого участка земель лесного фонда в размере 7,6 га.
Суд кассационной инстанции отмечает, что нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязнённой почвой.
Последствием разлива нефти на участке лесного фонда является причинение экологического вреда (негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов), поскольку в условиях лесного биогеоценоза каждый компонент природный среды выполняет строго определённые законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство.
Поскольку в данном случае восстановление нарушенного состояния окружающей среды (леса) не тождественно процедуре ликвидации загрязнения земли, арбитражные суды обоснованно отклонили доводы общества добровольном возмещении им причинённого вреда в натуре в соответствии с проектом рекультивации загрязнённых земель.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковое заявление службы о взыскании с общества вреда, причинённого лесному фонду, в размере 45 287 424 руб.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.08.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 25.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5716/2014 оставить без изменения, кассационную - жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Таким законом и является Закон N 7-ФЗ, в пункте 3 статьи 77 которого указано, что вред окружающей среде, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды.
...
Статьёй 100 ЛК РФ установлено, что таксы и методики исчисления размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
...
С учётом изложенного суды обоснованно признали правомерным произведённый службой в соответствии с Постановлением N 273, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" расчёт ущерба в размере 45 287 424 руб. исходя из площади загрязнённого участка земель лесного фонда в размере 7,6 га."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2015 г. N Ф04-17730/15 по делу N А75-5716/2014
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14750/15
20.10.2015 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5716/14
05.05.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17730/15
25.12.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11168/14
20.08.2014 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5716/14