г. Тюмень |
|
8 мая 2015 г. |
Дело N А03-12826/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.10.2014 (судья Сбитнев А.Ю.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2015 (судьи Скачкова О.А., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-12826/2014 по заявлению Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (656043, г. Барнаул, ул. Гоголя, д. 48, ИНН 2202000060, ОГРН 1022201770381) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (656002, г. Барнаул, ул. Советская, д. 16, ИНН 2225066565, ОГРН 1042202282132) о признании недействительным решения от 26.05.2014 N 01/029/2014-606 об отказе в регистрации.
Другие лица, участвующие в деле: индивидуальный предприниматель Базилевич Марина Васильевна.
Суд установил:
Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным отказа от 26.05.2014 N 01/029/2014-606 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра по Алтайскому краю, управление) в государственной регистрации договора аренды нежилого помещения (здания) от 25.11.2013 N 757, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 132, заключенного с индивидуальным предпринимателем Базилевич Мариной Васильевной.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 131, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 2, 16, 17, 18, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) мотивированы тем, что представленный на регистрацию договор аренды нежилого помещения (здания) от 25.11.2013 N 757 позволяет определенно установить имущество, являющееся предметом аренды (в приложении к договору стороны указали графическое описание той части недвижимого имущества, которое передается в аренду).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Базилевич Марина Васильевна (далее -ИП Базилевич М.В.).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16.10.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2015, заявление комитета удовлетворено, признан недействительным отказ в государственной регистрации, изложенный в уведомлении управления от 26.05.2014 N 01/029/2014-606. Суд обязал Управление Росреестра по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов комитета путем осуществления государственной регистрации договора аренды нежилого помещения (здания) от 25.11.2013 N 757 нежилого помещения площадью 100,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 132.
Управление Росреестра по Алтайскому краю обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель полагает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда не основаны на законе, вынесены с нарушением и неправильным применением норм материального права.
Управление отмечает, что в случае, если в аренду предоставляются помещения, не поставленные на государственный кадастровый учет как отдельные объекты недвижимости, но входящие в состав иного помещения, поставленного на государственный кадастровый учет для государственной регистрации договора аренды данных помещений, в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона о регистрации требуется предоставление кадастрового паспорта на помещение, поставленное на государственный кадастровый учет с указанием его части, передаваемой в аренду.
Заявитель считает, что указание суда первой инстанции на позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 9 Постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", является необоснованной.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что в муниципальной собственности находится объект недвижимости, расположенный в г. Барнауле по адресу: Павловский тракт, 132, что подтверждается соответствующим свидетельством о регистрации права.
На основании договора аренды нежилого помещения (здания) от 25.11.2013 N 757 (далее - договор) городской округ - город Барнаул Алтайского края (арендодатель), действующий через уполномоченный орган - комитет, передал ИП Базилевич М.В. (арендатор) в аренду нежилое помещение площадью 100,9 кв. м, расположенное по указанному адресу. Имущество предоставлено в аренду сроком по 24.11.2016.
В приложении к договору стороны указали графическое описание той части недвижимого имущества, которое передается в аренду.
По акту приема-передачи от 25.11.2013 помещение передано арендатору.
Комитет обратился в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о государственной регистрации договора.
Уведомлением от 26.05.2014 N 01/029/2014-606 управление сообщило комитету об отказе в государственной регистрации договора. В качестве основания отказа управление указало, что заявителем не были представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации, а именно: кадастровый паспорт объекта недвижимости с указанием его части, передаваемой в аренду.
В связи с отказом регистрирующего органа, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 ГК РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В связи с этим, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и факт нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок проведения государственной регистрации прав установлен Законом о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 1 статьи 3 Закона о регистрации установлено, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, ГК РФ, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о регистрации сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 названной статьи, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Из пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Статьей 20 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации).
В силу статьи 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
Положения ГК РФ (в том числе с учетом статьи 606 названного кодекса о возможности передачи объекта аренды только в пользование арендатора) не ограничивают право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
В соответствии со статьей 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
По смыслу указанной статьи для передачи имущества в аренду необходима лишь индивидуализация этой (передаваемой) части, что согласуется с пунктом 3 статьи 23 Закона о регистрации.
В пункте 10 статьи 33 Закона о регистрации определено, что до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
При этом, если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831 утверждены формы кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 25.01.2013 N 13 внес изменения в Постановление от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" и сформулировал позицию относительно обременения помещения (части помещения), введя пункт 9, которым разъяснил, что если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения или помещения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом.
В данном пункте Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также указано, что разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации названных договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2, 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73, отсутствие кадастрового паспорта части помещения либо части земельного участка не может являться безусловным основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи) и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами.
Указанные разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 17.11.2011 N 73, сформулированы исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 26, пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации.
С утверждением и применением новых форм кадастровых паспортов не были внесены изменения в нормы статей 26, 33 Закона о регистрации.
Согласно пункту 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П толкование норм права может осуществляться Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации как в связи с рассмотрением конкретного дела (ad hoc), так и - в целях обеспечения единообразного их понимания и применения арбитражными судами - в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами на основе обобщенной практики их разрешения.
В силу части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
По статье 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
В связи с этим, как правильно указал апелляционный суд, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 9 Постановления от 17.11.2011 N 73, не утратили свою актуальность и в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" обязательны для арбитражных судов.
Как следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации прав заявителем представлен договор аренды нежилого помещения (здания) от 25.11.2013 N 757 с приложением графического описания передаваемой в аренду части недвижимого имущества, являющегося предметом аренды. После подписания договора арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование и владение конкретное нежилое помещение, что подтверждается актом приема-передачи.
В уведомлении от 26.05.2014 N 01/029/2014-606 об отказе в государственной регистрации Управление Росреестра по Алтайскому краю в качестве основания отказа указало на отсутствие кадастрового паспорта объекта недвижимости с указанием его части, передаваемой в аренду.
Вместе с тем, при направлении документов на регистрацию заявителем представлен договор с приложением, в котором указано точное графическое и текстовое описание той части нежилого помещения, которая предоставляется в аренду, из чего следует, что стороны определили подлежащее передаче в аренду имущество посредством текстуального описания и графического отображения границ и арендуемой площади в приложении (план, состав и характеристики объекта аренды). Разногласия относительно местоположения, границ и площади спорного имущества между сторонами договора отсутствуют.
Учитывая разъяснения, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что предоставление договора с указанием точного графического и текстового описания передаваемой в аренду части нежилого помещения является достаточным и не требует предоставления кадастрового паспорта части нежилого помещения площадью 100,9 кв. м.
При изложенных обстоятельствах, отказ Управления Росреестра по Алтайскому краю в государственной регистрации договора аренды части нежилого помещения судебные инстанции правомерно признали необоснованным и противоречащим требованиям Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что доказательств того, что представленных документов не было достаточно для идентификации предмета аренды, заинтересованным лицом не представлено, учитывая, что управлением не подтверждена правомерность вынесенного решения, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации прав по тем основаниям, которые в нем изложены, суд первой инстанции правомерно признал вынесенное решение незаконным и нарушающим права и законные интересы комитета и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.10.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2015 по делу N А03-12826/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По статье 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
В связи с этим, как правильно указал апелляционный суд, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 9 Постановления от 17.11.2011 N 73, не утратили свою актуальность и в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" обязательны для арбитражных судов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 мая 2015 г. N Ф04-18509/15 по делу N А03-12826/2014