г. Тюмень |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А03-9240/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 14 мая 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Отческой Т.И.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" на решение от 13.11.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 24.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-9240/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" (660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, 144 А, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область, город Кемерово, улица Институтская, 3, ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Другие лица, участвующие в деле: закрытое акционерное общество "Алтайкровля"; открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Барнаул"; открытое акционерное общество "Ростелеком"; Администрация Первомайского района Алтайского края.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Мануйлов В.П.) в заседании участвовал представитель открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" - Плешивцева К.Ш. по доверенности от 31.10.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" (далее - общество, ОАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 21.05.2014 N 0064 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Алтайкровля" (далее - ЗАО "Алтайкровля"); открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Барнаул" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Барнаул"); открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком"); Администрация Первомайского района Алтайского края.
Решением от 13.11.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 24.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ОАО "МРСК Сибири", ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 13.11.2014 и постановление от 24.02.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, дело об административном правонарушении рассмотрено без участия законного представителя общества.
ОАО "МРСК Сибири" указывает, что судами не в полном объёме исследованы представленные доказательства и не дана надлежащая оценка доводам о том, что авария на опасном производственном объекте произошла по адресу: Алтайский край, Первомайский район, село Солнечное, улица Кольцевая, 5, а работы по устранению аварии на газопроводе проводились сотрудникам ОАО "Газпром газораспределение Барнаул" по адресу: Алтайский край, Первомайский район, село Солнечное, улица Кольцевая, 7.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлении представителя ОАО "МРСК Сибири", суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, по условиям договора аренды объектов электросетевого хозяйства от 12.11.2013 N 05.2200.675.13, заключённого между ЗАО "Алтайкровля" и ОАО "МРСК Сибири", последнее приняло во временное владение кабельные линии, расположенные адресу: Алтайский край, Первомайский край, село Солнечное, и несёт ответственность за их сохранность, использование по целевому назначению и содержание в соответствии с правилами эксплуатации электроустановок, переданных кабельных линий.
Согласно акту технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, произошедшей 19.03.2014, административным органом установлено, что 24.02.2014 обществом в отсутствие специального разрешения на проведение земляных работ, велись работы в целях устранения аварии на КЛ-6кВ, расположенной по адресу: Алтайский край, Первомайский район, село Солнечное, улица Кольцевая, 5, в ходе которых повреждён кабель ОАО "Ростелеком".
В ходе указанного технического расследования административным органом установлено, что в нарушение пунктов 6, 16, 24 Правил охраны газораспределительных сетей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), обществом не выполнены требования по сохранности вскрываемых газораспределительных сетей; нарушены поверхности земельного участка в охранной зоне газораспределительной сети без письменного разрешения эксплуатирующей организации; не были немедленно остановлены работы и не приняты меры по обеспечению сохранности обнаруженной на месте производства работ газораспределительной сети, не указанной в технической документации; не была установлена принадлежность газораспределительной сети и не вызваны представители соответствующей эксплуатирующей организации.
07.05.2014 управлением составлен протокол об административном правонарушении N 064 и вынесено постановление от 21.05.2014 N 064 о привлечении ОАО "МРСК Сибири" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях ОАО "МРСК Сибири" состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Выводы судов являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Статьёй 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) определено, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе о промышленной безопасности, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В статье 9 Закона о промышленной безопасности перечислены обязанности организаций осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов.
Согласно пункту 6 Правил N 878 любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.
Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14 и 15 настоящих Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей (пункт 16 Правил N 878).
Разрешение на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети должно содержать информацию о характере опасных производственных факторов, расположении трассы газопровода, условиях, в которых будут производиться работы, мерах предосторожности, наличии и содержании инструкций, которыми необходимо руководствоваться при выполнении конкретных видов работ. В разрешении также оговариваются этапы работ, выполняемых в присутствии и под наблюдением представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети (пункт 22 Правил N 878).
Согласно пункту 23 Правил N 878 лица, имеющие намерение производить работы в охранной зоне газораспределительной сети, обязаны не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ пригласить представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети на место производства работ. Эксплуатационная организация обязана обеспечить своевременную явку своего представителя к месту производства работ для указания трассы газопровода и осуществления контроля за соблюдением мер по обеспечению сохранности газораспределительной сети.
В случае повреждения газораспределительной сети или обнаружения утечки газа при выполнении работ в охранной зоне технические средства должны быть остановлены, двигатели заглушены, а персонал отведён от места проведения работ и расположен по возможности с наветренной стороны. О происшедшем немедленно извещаются аварийно-диспетчерская служба эксплуатационной организации газораспределительной сети, а также в установленном порядке орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления. До прибытия аварийной бригады руководитель работ обязан принять меры, предупреждающие доступ к месту повреждения сети или утечки газа посторонних лиц, транспортных средств, а также меры, исключающие появление источников открытого огня (пункт 24 Правил N 878).
В соответствии с пунктом 49 Правил N 878 юридические и физические лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, а также функционирования газораспределительных сетей, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в одной траншее с кабельными линиями, переданными обществу во временное владение, имеются кабели связи и опасный производственный объект "Сеть газоснабжения Первомайского района" зарегистрированная в Государственном реестре опасных производственных объектов 23.07.2002 N А63-01695-0004.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что факт нарушения обществом требований Правил N 878 при производстве работ по устранению аварии на КЛ-6кВ по адресу: Алтайский край, Первомайский район, село Солнечное, улица Кольцевая, 5, подтверждён представленными административным органом документами (актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, произошедшей 19.03.2014, протоколом об административном правонарушении от 07.05.2014 N 064).
При этом судами указано, что отсутствие у общества распорядительного документа исполнительной власти по установлению охранной зоны при наличии в траншее газораспределительной сети, размещение которой согласовывалось с обществом, не освобождает его от обязанности соблюдать Правила N 878.
Поскольку ОАО "МРСК Сибири" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований вышеназванных правил, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Доводы ОАО "МРСК Сибири" о необходимости извещения о месте и времени рассмотрения административного дела непосредственно законного представителя, были предметом надлежащего исследования и оценки судами двух инстанций и обоснованно отклонены.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии существенного нарушения административным органом предусмотренного действующим законодательством порядка привлечения общества к административной ответственности является правильным.
С учётом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления управления.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ОАО "МРСК Сибири" по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оценённых судами обстоятельств и материалов дела.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.11.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9240/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьёй 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) определено, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе о промышленной безопасности, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
...
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
...
Поскольку ОАО "МРСК Сибири" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований вышеназванных правил, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 мая 2015 г. N Ф04-18333/15 по делу N А03-9240/2014