г. Тюмень |
|
15 мая 2015 г. |
Дело N А45-14925/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Чановская центральная районная больница" на решение от 31.10.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 26.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Павлюк Т.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А45-14925/2014 по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Чановская центральная районная больница" (632200, Новосибирская область, рабочий поселок Чаны, улица Пионерская, 23, ИНН 5415100932, ОГРН 1025406425758) к Контрольному управлению Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, 18 ИНН 5406722140, ОГРН 1125476136015) о признании недействительным ненормативного правового акта и о признании незаконными действий.
В заседании принял участие представитель Контрольного управления Новосибирской области - Шерина Е.А. по доверенности от 08.09.2014.
Суд установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Чановская центральная районная больница" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Контрольному управлению Новосибирской области (далее - управление) о признании недействительным приказа от 03.07.2014 N 162 "О проведении проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Чановская центральная районная больница" за 2013 год", о признании незаконными действий по реализации указанного приказа и действий по требованию документации, содержащей врачебную тайну.
Решением от 31.10.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение, ссылаясь на неправомерное применение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций положений статей 3 и 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части признания незаконными действий управления по требованию документации, содержащей сведения, составляющие врачебную тайну, и принять новый судебный акт о признании указанных действий незаконными.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами неправильно применены положения статьи 13 Закона N 323-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя управления, поддержавшего доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм права, пришел к выводу об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что управлением издан приказ N 81 о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2013 год и определен ее срок с 07 по 30 апреля 2014 года.
Согласно программе проверки от 18.04.2014 ее целью является контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, полученных от иной, приносящей доход деятельности, обеспечение сохранности и рационального использования государственной собственности.
Приказом управления от 30.04.2014 N 109 срок проверки продлен по 08.05.2014.
В дальнейшем приказами от 08.05.2014 N 115, от 19.05.2014 N 126, от 23.05.2014 N 129, от 29.05.2014 N 138, от 06.06.2014 N 144 срок проверки продлялся соответственно до 16.05.2014, 23.05.2014, 30.05.2014, 06.06.2014, 16.06.2014.
Приказом управления от 16.06.2014 N 150 проверка финансово-хозяйственной деятельности приостановлена с 17.06.2014 в связи с задержкой предоставления материалов проверки Территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
На основании приказа управления от 22.07.2014 N 178 проверка возобновлена с 22.07.2014, срок окончания проверки установлен 24.07.2014.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 24.07.2014 N 03-06-ВП-02.
03.07.2014 управлением издан приказ N 162 о проведении проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности заявителя за 2013 год, срок проверки - с 07 по 15 июля 2014 года.
В ходе проверки проверялось соблюдение правил предоставления платных медицинских услуг, расчеты с населением за предоставленные платные услуги, осуществление контроля за правильностью взимания платы с населения и юридических услуг за оказание платных медицинских услуг.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 15.07.2014 N 03-05-СС-26.
Полагая, что управлением фактически проведена одна проверка, нарушен срок проверки, неправомерно истребованы документы, составляющие врачебную тайну, учреждение обратилось в суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о наличии у управления полномочий по проведению проверки учреждения; об отсутствии нарушений порядка проведения проверки и о возможности получения управлением сведений, составляющих врачебную тайну.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции в части признания незаконными действий управления по требованию документации, содержащей сведения, составляющие врачебную тайну правомерными.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
При этом названной статьей не установлен запрет на получение уполномоченными органами при проведении государственного контроля документов, составляющих врачебную тайну.
Из пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что законодательные (представительные) органы осуществляют определенные формы финансового контроля.
Материалами дела установлено, что истребованные документы были необходимы контрольному управлению для исполнения возложенных на него полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.08.2012 N 137 "О контрольном управлении Новосибирской области", постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 N 601-п "Об установлении Порядка осуществления контрольным управлением Новосибирской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Порядка осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок государственными органами в отношении подведомственных им заказчиков".
В соответствии с пунктом 17 Порядка осуществления контрольным управлением Новосибирской области полномочий по государственному финансовому контролю и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Порядка осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок государственными органами в отношении подведомственных им заказчиков, утвержденных постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 N 601-п, плановые контрольные мероприятия при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю проводятся на основании перечня объектов контроля на год, а также квартальных планов контрольных мероприятий, утверждаемых Губернатором Новосибирской области.
Положения пункта 5 статьи 13 Закона N 323-ФЗ допускают предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. При этом лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о возможности получения управлением сведений, составляющих врачебную тайну.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о незаконности требования управления о предоставлении документов, содержащих сведения, составляющих врачебную тайну, судом кассационной инстанции отклонены, поскольку статей 13 Закона N 323-ФЗ не установлен запрет на получение уполномоченными органами при проведении государственного контроля документов, составляющих врачебную тайну.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.10.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-14925/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения пункта 5 статьи 13 Закона N 323-ФЗ допускают предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. При этом лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
...
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о незаконности требования управления о предоставлении документов, содержащих сведения, составляющих врачебную тайну, судом кассационной инстанции отклонены, поскольку статей 13 Закона N 323-ФЗ не установлен запрет на получение уполномоченными органами при проведении государственного контроля документов, составляющих врачебную тайну."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 мая 2015 г. N Ф04-18047/15 по делу N А45-14925/2014