г. Тюмень |
|
22 мая 2015 г. |
Дело N А02-130/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 10.02.2015 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кириченко Е.Ф.) по делу N А02-130/2015 по иску администрации г. Горно-Алтайска (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 18, ИНН 0411112575, ОГРН 1030400726938) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, город Москва, улица Ильинка, 9, стр.1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о взыскании 3 178 045 руб.
Суд установил:
администрация города Горно-Алтайска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 3 178 045,50 руб.
Решением от 10.02.2015 Арбитражного суда Республики Алтай иск удовлетворен. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств по делу.
Заявитель полагает, что администрация не доказала наличие состава правонарушения для наступления ответственности, установленной правилами статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ).
Утверждает, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением от 31.10.2014 по делу N 2-2977/2014 Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай обязал администрацию города Горно-Алтайска признать Сережкину Нину Валентиновну, Сережкина Вадима Александровича, несовершеннолетних Шульга Екатерину Андреевну, Сережкина Владимира Вадимовича, Сережкину Викторию Вадимовну нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке, как семью собственника жилого помещения, имеющую в своем составе детей-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними невозможно; возложена также обязанность поставить указанную семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как имеющую детей-инвалидов и предоставить на состав семьи пять человек вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории МО "Город Горно-Алтайск", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права на пользования Сережкиной В.В. и Сережкиным В.В. дополнительной жилой площадью.
В связи с необходимостью несения расходов по предоставленным льготам, при отсутствии их финансирования из соответствующего бюджета, администрация обратилась с указанным иском.
Удовлетворяя требования администрации, суд, руководствуясь статьями 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), статьями 15, 16, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исходил из доказанности факта наличия у администрации убытков, необходимости их компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право граждан на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством.
При этом при определении надлежащего ответчика (публично-правового образования) принято во внимание Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (пункт 19).
Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из содержания пунктов 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются, наряду с прочим, определенным федеральным законом категориям граждан; в том числе жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Частью 3, 4 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которое является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Кроме того, предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, закреплено в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В силу положений части 5 статьи 19 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (пункт 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ).
При рассмотрении спора было установлено, что названные лица признаны нуждающимися в предоставлении жилья и поставлены на соответствующий учет после 01.01.2005, в связи с чем обоснованно и должным образом учтены положения статьи 28.2 Закона 181-ФЗ в совокупности с иными нормами законодательства.
При этом суд правомерно отметил, что в отношении указанной категории льготников, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Реализация полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов в форме субвенций на основании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 133, 135). Доказательств наличия соответствующих трансфертов, позволяющих исполнить истцу указанную обязанность по предоставлению жилого помещения, ответчиком не представлено.
Учитывая, что право граждан инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на улучшение жилищных условий путем получения жилого помещения по договорам социального найма установлено федеральным законом, соответственно расходные обязательства возникают у Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обоснованно сформулирован вывод о том, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин России (пункт 3 статьи 125 ГК РФ), правомерно удовлетворен иск.
В целом изложенные в жалобе аргументы по существу выражают несогласие ответчика с оценкой представленных в дело доказательств, направлены на их переоценку, что в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции. Относительно довода о существовании расходных обязательств субъекта Федерации следует также отметить наличие соответствующего решения суда общей юрисдикции, вступившего в законную силу, о возложении обязанности по предоставлению жилья указанной семье льготников на местную администрацию.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, изложенные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено. В удовлетворении жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации надлежит отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.02.2015 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-130/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении спора было установлено, что названные лица признаны нуждающимися в предоставлении жилья и поставлены на соответствующий учет после 01.01.2005, в связи с чем обоснованно и должным образом учтены положения статьи 28.2 Закона 181-ФЗ в совокупности с иными нормами законодательства.
При этом суд правомерно отметил, что в отношении указанной категории льготников, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Реализация полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов в форме субвенций на основании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 133, 135). Доказательств наличия соответствующих трансфертов, позволяющих исполнить истцу указанную обязанность по предоставлению жилого помещения, ответчиком не представлено.
Учитывая, что право граждан инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на улучшение жилищных условий путем получения жилого помещения по договорам социального найма установлено федеральным законом, соответственно расходные обязательства возникают у Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обоснованно сформулирован вывод о том, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин России (пункт 3 статьи 125 ГК РФ), правомерно удовлетворен иск."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2015 г. N Ф04-19362/15 по делу N А02-130/2015
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19362/15
01.04.2015 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2335/15
12.03.2015 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2335/15
10.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-130/15