г. Тюмень |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А45-11275/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 28 мая 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лошкомоевой В.А.
судей Мельника С.А.
Мелихова Н.В.
рассмотрел в судебном заседании при ведении протокола с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Сизиковой Л.В. кассационные жалобы федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (истец) и Министерства обороны Российской Федерации на решение от 08.12.2014 (судья Шевченко С.Ф.) Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.03.2015 (судьи Сухотина В.М., Кайгородова М.Ю., Стасюк Т.Е.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11275/2014 по иску федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (672027, Забайкальский край, город Чита, улица Ленинградская, 100, ИНН 7536029036, ОГРН 1037550010519) к администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области (632400, Новосибирская область, город Каргат, улица Транспортная, 14, ИНН 5423100453, ОГРН 1025406026194) об обязании принять объекты недвижимого имущества.
Другое лицо, участвующее в деле: Министерство обороны Российской Федерации.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Забайкальского края (судья Минашкин Д.Е.) в заседание лица, участвующие в деле, не явились.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Зюзин С.Г.) в заседании участвовали: глава администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области Орёл О.А., представитель администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области Кузнецова Е.Ю. по доверенности от 10.03.2015.
Суд установил:
федеральное государственное казённое учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление имущественных отношений, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области (далее - Администрация, ответчик) об обязании ответчика принять объекты недвижимого имущества: автодорога с грунтовым покрытием, Новосибирская область, город Каргат, в/г N 151, реестровый номер В12550010429, общая площадь 10,3 километра; автодорога с твёрдым покрытием, Новосибирская область, город Каргат, в/г, N 151, реестровый номер В12550010427, общая площадь 12,3 километра; площадки открытого хранения, Новосибирская область, город Каргат, в/г, N 151, реестровый номер В12550010425, общая площадь 24 300 квадратных метров; жилой дом (за исключением служебных, приватизированных и незаселённых квартир), Новосибирская область, город Каргат, в/г N 151, 13, общая площадь 3 340 квадратных метров.
Решением суда от 08.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.03.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением от 08.12.2014 и постановлением от 18.03.2015 не согласились Управление имущественных отношений и Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), в кассационных жалобах просят их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявители считают, что суды первой и апелляционной инстанции не полностью оценили доводы сторон, участвующих в деле, не полно выяснили все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его разрешения, нарушили нормы материального и процессуального права. Возражения ответчика об отсутствии объектов в связи с их разрушением не основаны на законе и не подтверждены документально, поскольку изношенность объектов не является юридически значимым обстоятельством. Минобороны правомерно распорядилось спорным имуществом, передав его в муниципальную собственность.
Представители Администрации с изложенными в кассационных жалобах доводами не согласились, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, приказом заместителя министра обороны Российский Федерации от 09.04.2013 N 290 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Каргат Каргатского района Новосибирской области" переданы из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Каргат Каргатского района Новосибирской области объекты недвижимого имущества военного городка N 151, поименованные в приложении к указанному приказу (в том числе: автодорога с грунтовым покрытием, Новосибирская область, город Каргат, в/г N 151, реестровый номер В12550010429, общая площадь 10,3 километра; автодорога с твёрдым покрытием, Новосибирская область, город Каргат, в/г, N 151, реестровый номер В12550010427, общая площадь 12,3 километра; площадки открытого хранения, Новосибирская область, город Каргат, в/г, N 151, реестровый номер В12550010425, общая площадь 24 300 квадратных метров; жилой дом (за исключением служебных, приватизированных и незаселённых квартир), Новосибирская область, город Каргат, в/г N 151, 13, общая площадь 3 340 квадратных метров).
Управление имущественных отношений, посчитав, что Администрация неправомерно уклоняется от принятия спорного имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обязательности учёта мнения муниципального образования при передаче имущества в муниципальную собственность, пришли к выводу о том, что несогласие уполномоченного органа местного самоуправления, мотивированное непригодностью к использованию спорного имущества, является безусловным основанием для отказа в понуждении к принятию этого имущества.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Порядок прекращения права федеральной собственности на военное недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ)
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ в случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего Закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с настоящим Законом.
В силу части 1 статьи 3 названного Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом определено Минобороны.
Минобороны издан приказ 09.04.2013 N 290 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Каргат Каргатского района Новосибирской области".
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О "По запросу Законодательного собрания Республики Карелия о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также жалобе главы города Екатеринбурга на нарушение теми же законоположениями конституционного права на местное самоуправление", федеральный законодатель, регламентируя в федеральном законе разграничение государственной и муниципальной собственности на основе разграничения публично-властных полномочий и устанавливая порядок передачи имущества в результате такого разграничения, должен обеспечивать учёт и согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности с целью сохранения имущественной самостоятельности названных публичных образований.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П "По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснено, что необходимость выявления позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счёт собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учёта финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нём средств для содержания передаваемого имущества.
Доводы заявителя о достаточности принятия уполномоченным федеральным органом государственной власти решения о передаче имущества в муниципальную собственность для понуждения соответствующего органа местного самоуправления к совершению действий по принятию этого имущества противоречат нормам действующего законодательства в их истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, и подлежат отклонению.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.02.2012 N 234-О-Р "Об отказе в принятию к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", следует, что арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Из материалов дела усматривается, что возражения ответчиков относительно принятия спорного имущества в муниципальную собственность основаны на неудовлетворительном техническом состоянии подлежащих передаче объектов, их непригодности для использования.
На основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств дела суды пришли к правомерному выводу о том, что передача непригодных для своего функционального назначения объектов, а также объектов, хотя и находящихся в удовлетворительном, но непригодном для использования состоянии, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, исходя из их финансово-экономических возможностей.
Доводы, приведённые в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.12.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11275/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Лошкомоева |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П "По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснено, что необходимость выявления позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счёт собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учёта финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нём средств для содержания передаваемого имущества.
...
На основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств дела суды пришли к правомерному выводу о том, что передача непригодных для своего функционального назначения объектов, а также объектов, хотя и находящихся в удовлетворительном, но непригодном для использования состоянии, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, исходя из их финансово-экономических возможностей."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 мая 2015 г. N Ф04-19464/15 по делу N А45-11275/2014