г. Тюмень |
|
5 июня 2015 г. |
Дело N А27-13409/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
Кокшарова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 2, на решение от 19.12.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конарева И.А.) и постановление от 25.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-13409/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Величенкова Александра Павловича к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 2, (650066, г.Кемерово, проспект Ленина, 80 "А", ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) о признании недействительным решения.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Величенков Александр Павлович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 14.05.2014 N 40н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Решением от 19.12.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 25.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение Фонда социального страхования признано недействительным в части взыскания штрафа в размере, превышающем 103 350 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд социального страхования обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несогласие с оценкой судами обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые послужили основанием для снижения размера штрафных санкций, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель считает доводы Фонда социального страхования несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Предприниматель 18.01.1999 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией города Белово Кемеровской области; 17.02.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Кемеровской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304420204800032.
Как страхователь Предприниматель подал заявление на регистрацию в Фонде социального страхования только 13.03.2014.
На основании решения от 25.03.2014 N 45н/с в отношении Предпринимателя была проведена проверка по вопросам исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период 01.01.2011 по 31.12.2013, о чем был составлен акт от 31.03.2014 N 2010045н/с.
В ходе данной проверки при изучении представленных Предпринимателем документов был установлен факт наличия наемных работников, с которыми Предприниматель заключил трудовой договор с июля 1999 года, то есть был выявлен факт осуществления Предпринимателем, заключившим трудовой договор с наемным работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Зарегистрироваться в качестве страхователя Предприниматель обязан был не позднее 05.07.1999. Данной проверкой было установлено, что в нарушение статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) Предприниматель нарушил срок регистрации в качестве страхователя в филиале N 2 Фонда социального страхования.
Предпринимателем были представлены документы за 2011 - 2013 годы. Облагаемая база страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за указанный период составила - 2 067 000,00 рублей.
Ответственность за данное нарушение законодательства об обязательном социальном страховании предусмотрена статьей 19 Федерального закона N 125-ФЗ, согласно которой осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тысяч рублей.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки страхователя Фондом социального страхования было вынесено решение от 14.05.2014 N 40н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому Предпринимателю начислены штрафные санкции за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя - 206 700,00 рублей.
Не согласившись с решением Фонда социального страхования, Предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 5, 6, 17, 19 Федерального закона N 125-ФЗ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о правомерном привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ, в виде взыскания штрафа ввиду совершении Предпринимателем нарушения, выразившегося в осуществлении деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика, однако, установив наличие смягчающих вину обстоятельств, снизили размер финансовых санкций в 2 раза.
При этом суды исходили из того, что привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации.
Применив положения статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, оценив обстоятельства, приведенные Предпринимателем в качестве смягчающих, а именно: совершение правонарушения впервые, тяжелое материальное положение, тяжелые личные обстоятельства, а также с учетом принципа соразмерности взыскиваемого штрафа тяжести совершенного правонарушения, суды снизили размер подлежащего взысканию штрафа до 103 350 рублей.
Признание судами вышеперечисленных обстоятельств смягчающими ответственность и снижение размера взыскиваемого штрафа является правом суда и не противоречит нормам действующего законодательства, а также согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 19 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо.
Доводы подателя кассационной жалобы сводятся только к несогласию с оценкой судами обстоятельств, признанных в качестве смягчающих ответственность.
Поскольку отнесение тех или иных обстоятельств к смягчающим ответственность за совершение правонарушения относится к компетенции суда первой инстанции, суд кассационной инстанции в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного кодекса Российской Федерации не вправе входить в переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.12.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13409/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тысяч рублей.
ФСС РФ не согласился с оценкой судами обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые послужили основанием для снижения размера штрафных санкций.
Как указал суд кассационной инстанции, позиция ФСС РФ неправомерна.
Суд установил, что предприниматель был зарегистрирован в качестве такового 18.01.1999. Как страхователь предприниматель подал заявление на регистрацию в ФСС только 13.03.2014. Зарегистрироваться в качестве страхователя предприниматель обязан был не позднее 05.07.1999.
Суд пришел к выводу о правомерном привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной абз. 4 п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ, однако, установив наличие смягчающих вину обстоятельств, снизил размер финансовых санкций в 2 раза. При этом суд исходил из того, что привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному НК РФ.
Применив положения ст. 112, 114 НК РФ, оценив обстоятельства, приведенные предпринимателем в качестве смягчающих, а именно: совершение правонарушения впервые, тяжелое материальное положение, тяжелые личные обстоятельства, а также с учетом принципа соразмерности взыскиваемого штрафа тяжести совершенного правонарушения, суд снизил размер штрафа до 103 350 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июня 2015 г. N Ф04-18829/15 по делу N А27-13409/2014