г. Тюмень |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А45-6978/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Орловой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диабаз" (заявителя) на решение от 05.11.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 19.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Полосин А.Л., Ходырева Л.Е.) по делу N А45-6978/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диабаз" (630009, г. Новосибирск, ул. Никитина, 20, ОГРН 1075405026410, ИНН 5405356935) к департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (630000, г. Новосибирск, проспект Красный, 50, ОГРН 1025402451470, ИНН 5406102806), мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, проспект Красный, 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Диабаз" (далее - ООО "Диабаз") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - департамент), мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) о признании недействительными:
- решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска (далее - комиссия) (протокол от 20.03.2014 N 378) об отмене постановления мэрии города Новосибирска от 05.12.2013 N 11476 "О предоставлении ООО "Диабаз" в аренду земельного участка";
- решения комиссии (протокол от 20.02.2014 N 376, подпункт 10.11) о резервировании земель для строительства объекта капитального строительства местного значения - детского дошкольного учреждения по улице Танковая в г. Новосибирске в Калининском районе;
незаконным постановления мэрии города Новосибирска от 04.04.2014 N 2717 "Об отмене постановления мэрии города Новосибирска от 05.12.2013 N 11476 и признании утратившим силу постановления мэрии города Новосибирска от 13.08.2012 N 8202".
Требования со ссылкой на статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мотивированы нарушением оспариваемыми ненормативными актами прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Решением от 05.11.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 19.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Диабаз" просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
Заявитель полагает, что по смыслу статей 49, 56, 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) резервирование земель допускается только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование, тогда как оспариваемые ненормативные акты приняты мэрией в отношении земельных участков, ранее предоставленных заявителю.
При этом ООО "Диабаз" указывает, что земельные участки были переданы ему в аренду для строительства детского дошкольного учреждения, поэтому с момента опубликования оспариваемого постановления у общества возник риск отнесения на него расходов и убытков, связанных со строительством или с иными улучшениями, что нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В отзывах на кассационную жалобу департамент и мэрия возражают против доводов общества, просят оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Диабаз", департамент, мэрия о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит основания для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, мэрией принято постановление от 05.12.2013 N 11476 о предоставлении ООО "Диабаз" в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 6 592 м?, с кадастровым номером 54:35:042420:2036, для строительства детского дошкольного учреждения по ул. Танковой в Калининском районе.
Комиссией 20.02.2014 решено резервировать земли для строительства объекта капитального строительства местного значения - детского дошкольного учреждения по адресу: ул. Танковая в Калининском районе (подпункт 10.1 протокола N 376).
Решением комиссии 20.03.2014 отменено постановление мэрии от 05.12.2013 N 11476 о предоставлении ООО "Диабаз" в аренду земельного участка (подпункт 8.1 протокола N 378)
Постановлением мэрии от 30.10.2013 N 10239 утвержден проект планировки центральной части города Новосибирска.
Мэрия на основании данного постановления и решения комиссии N 376, руководствуясь статьями 11, 56.1, 70.1 ЗК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", Уставом города Новосибирска, издала постановление от 15.04.2014 N 3200, согласно которому до 01.03.2021 для муниципальных нужд г. Новосибирска зарезервированы земли площадью 6 920 м? в границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - детского учреждения по ул. Танковая в Калининском районе, установлены ограничения прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов на земельные участки, расположенные в границах резервируемых земель, в том числе ограничение на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
В соответствии с заявлением департамента от 04.03.2014 N 31/18/02379, решением комиссии от 20.03.2014 (протокол N 378), статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" мэрия постановлением от 04.04.2014 N 2717 отменила свое постановление от 05.12.2013 N 11476 "О предоставлении ООО "Диабаз" в аренду земельного участка для строительства детского дошкольного учреждения по ул. Танковой в Калининском районе", а также признала утратившим силу постановление от 13.08.2012 N 8202 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном ООО "Диабаз" места размещения детского дошкольного учреждения по ул. Танковой в Калининском районе".
ООО "Диабаз", не согласившись с решениями комиссии (протоколы N 376 и N 378), постановлением от 04.04.2014 N 2717, оспорило их в арбитражном суде.
Установив, что заявитель не привел никаких ссылок на соответствующие нормы законов и нормативно правовые акты, а также материально-правовые основания для признания оспариваемых решений и постановления недействительными, суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу пункта 2 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Пунктами 2, 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, предусмотрено, что решение о резервировании земель принимается органом местного самоуправления на основании документации по планировке территории.
Согласно пункту 1.2 Положения о комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии от 04.02.2013 N 907, комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом мэрии города Новосибирска по рассмотрению и решению вопросов земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в частности отнесено: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
По правилам статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).
Не допускается принятие, в том числе органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в целях размещения объектов местного значения, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований (часть 4).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением от 30.10.2013 N 10239 мэрия утвердила проект планировки центральной части города Новосибирска, в которую вошел земельный участок с кадастровым номером 54:35:042420:2036 площадью 6 592 м?, ранее предоставленный заявителю. Данное постановление никем не оспорено и не признано недействительным.
Более того, вступившим в законную силу решением от 04.09.2014 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5870/2014 ООО "Диабаз" отказано в удовлетворении иска о понуждении мэрии к заключению с ним договора аренды от 03.02.2014 N 117724-р на земельный участок с кадастровым номером 54:35:042420:2036 площадью 6 592 м?.
Поскольку спорный земельный участок ООО "Диабаз" в пользование, в том числе по договору аренды не передавался, то заявитель как таковым землепользователем земельного участка не является.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Между тем ООО "Диабаз", ссылаясь на незаконность оспариваемых решений N N 376, 378 и постановления мэрии, не указало и вопреки статье 65 АПК РФ документально не подтвердило, каким законам и нормативно- правовым актам они не соответствуют.
Поэтому у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для признания оспариваемых решений N N 376, 378 недействительными, а постановления мэрии - незаконным.
С учетом изложенного заявление ООО "Диабаз" правомерно оставлено без удовлетворения.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права судами не допущено, вследствие чего оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.11.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6978/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По правилам статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).
...
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июня 2015 г. N Ф04-19973/15 по делу N А45-6978/2014