город Тюмень |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А67-4728/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 16 июня 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Коробейниковой О.С.
судей Гудыма В.Н.
Мелихова Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Нурписовым А.Т. рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Фармстандарт-Томскхимфарм" на решение от 19.11.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Фертиков М.А.) и постановление от 19.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Стасюк Т.Е., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А67-4728/2014, принятые по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, 51, ИНН 7017242314, ОГРН 1097017011409) к открытому акционерному обществу "Фармстандарт-Томскхимфарм" (634009, город Томск, проспект Ленина, 211, ИНН 7019005904, ОГРН 1027000866221) о признании права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Фармстандарт-Томскхимфарм" Худотеплый А.В. по доверенности от 10.02.2015 N 259.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Кудряшева Е.В.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества "Фармстандарт-Томскхимфарм" Баяк И.Г. по доверенности от 20.10.2013, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Федько А.А. по доверенности от 12.01.2015 N 1.
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Фармстандарт-Томскхимфарм" (далее - ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм") о признании права собственности Российской Федерации на встроенное защитное сооружение гражданской обороны N 34 общей площадью 240,7 кв. м, являющееся частью нежилого здания, расположенного по адресу: город Томск, проспект Ленина, 211, с кадастровым номером 70:21:0100037:541, а именно: помещения подвала N 5-23, 25, 26 согласно техническому паспорту по состоянию на 17.04.2000.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее - МЧС России).
Решением от 19.11.2014 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 19.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования Управления Росимущества удовлетворены.
ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, при разрешении вопроса о том, является ли истец невладеющим собственником спорных объектов, судами не дана оценка доводу о незаключённости договоров о передаче имущества в безвозмездное пользование ответчику. В указанных договорах отсутствуют существенные условия: невозможно определить, какое защитное сооружение передаётся ответчику (невозможно идентифицировать защитное сооружение и его площадь), следовательно, договоры не подтверждают факт владения истцом спорными защитными сооружениями. При наличии данного обстоятельства вопрос о праве собственности должен быть разрешён только в рамках виндикационного иска.
ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" не согласно с выводами судов о том, что подвальные помещения площадью 240,7 кв. м за номерами N 5-23, 25, 26 являются защитным сооружением. При явном расхождении количества помещений защитного сооружения (9) и их площади (144 кв. м) указанного в паспорте убежища и площади подвала в целом Управлением Росимущества не было доказано, что защитное сооружения N 34 имеет площадь 240,7 кв. м и фактически расположено в подвалах здания за номерами N 5-23, 25, 26.
Заявитель полагает, что судами сделаны неправомерные выводы относительно имеющейся формы собственности защитного сооружения N 34 как федеральной в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (в редакции от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), поскольку на момент приватизации предприятия оно имело особый статус и не могло быть приватизировано. В данном нормативном акте в качестве объектов федеральной собственности, не подлежащих приватизации, указаны защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период - защитные сооружения не поименованы в указанном списке. Истец не доказал, что убежище располагалось в подвале здания на момент приватизации предприятия в 1992 году и имело статус защитного сооружения (объекта гражданской обороны).
Управление Росимущества, МЧС России в отзывах на кассационную жалобу возражают против доводов заявителя, просят оставить решение и постановление без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель истца с кассационной жалобой не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, согласно паспорту защитного сооружения объект гражданской обороны (противорадиационное укрытие) находится по адресу: город Томск, проспект Ленина, 211, 1985 года приёмки в эксплуатацию, вместимостью 250 человек, площадью 144 кв. м, расположение убежища: встроенное в шестиэтажное здание.
Управление Росимущества, осуществляя полномочия собственника в отношении защитного сооружения N 34 объект гражданской обороны, 06.02.2003 заключило с открытым акционерным обществом "Ай Си Эн Томскхимфарм" (далее - ОАО "Ай Си Эн Томскхимфарм") договор на передачу в безвозмездное пользование и на ответственное хранение объектов и имущества гражданской обороны, находящегося в собственности Российской Федерации, в соответствии с которым ОАО "Ай Си Эн Томскхимфарм" на ответственное хранение передано встроенное защитное сооружение гражданской обороны по проспекту Ленина, 211, город Томск.
ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" 23.11.2009 обратилось с заявлением в Управление Росимущества о переоформлении договора ответственного хранения в связи с изменением фирменного наименования ОАО "Ай Си Эн Томскхимфарм".
Между Управлением Росимущества и ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" 25.12.2009 заключён договор на передачу в безвозмездное пользование и на ответственное хранение объектов и имущества гражданской обороны, находящегося в собственности Российской Федерации, по которому МЧС России передаёт ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" без права отчуждения объект гражданской обороны по адресу: город Томск, проспект Ленина, 211 и Электросирену С-40 в количестве 2 штук.
Согласно пункту 4.1 договора объекты и имущество МЧС России являются исключительно федеральной собственностью. Объекты и имущество, являющиеся предметом настоящего договора, в соответствии с действующим законодательством не подлежат приватизации из федеральной собственности и не подлежат включению в состав имущества ликвидируемого государственного предприятия государственного учреждения), а также в состав конкурсной массы при банкротстве государственного предприятия.
В 2014 году при проведении проверки МЧС России Управлению Росимущества вынесено предписание N 12 об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны. Пунктом 30 Управлению Росимущества указано на необходимость выполнить мероприятия по признанию права собственности на защитное сооружение гражданской обороны расположенное по адресу: 634009, город Томск, проспект Ленина, 211.
Регистрация ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" права собственности на помещение убежища, общей площадью 240,7 кв. м, по адресу:
город Томск, проспект Ленина, дом 211 (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.07.2014), которое в силу закона является объектом федеральной собственности Российской Федерации, послужила основанием для обращения Управления Росимущества в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что объект, на который Управление Росимущества просит признать право собственности Российской Федерации, изначально был создан как объект гражданской обороны, имеет площадь 240,7 кв. м и не подлежал приватизации в силу прямого указания закона.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы арбитражного суда, исходил из того, что на момент разграничения государственной собственности 27.12.1991 помещения убежища N 34 являлись федеральной собственностью, на момент приватизации предприятия убежище имело особый статус и не могло быть приватизировано ответчиком.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.
Согласно пункту 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании Постановления N 3020-1, где в силу пунктов 1 - 3 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, и от ведомственной подчинённости предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, и от ведомственной подчинённости предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально - и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, и от ведомственной подчинённости предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В силу пункта 2 раздела 3 Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 к федеральной собственности относятся защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период. Указанные объекты, в соответствии с изложенным выше могут быть переданы в собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Следуя установленным судами обстоятельствам, право собственности на административно-бытовой корпус, находящийся по адресу:
проспект Ленина, 211 в городе Томске перешло к ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" в результате приватизации Томского химико-фармацевтического завода.
При этом в акте оценки стоимости основных средств Томского химико-фармацевтического завода на 01.07.1992 указан административно-бытовой корпус, сведений о защитном сооружении акт не содержит.
Между тем в ходе проверочных мероприятий было установлено, что ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" зарегистрировано право собственности на объект недвижимости по проспект Ленина, 211, включая помещения защитного сооружения.
На основании распоряжения Губернатора Томской области от 31.07.2013 N 260-р на территории Томской области в 2013-2014 годах была проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны, в том числе защитного сооружения по проспекту Ленина, 211 города Томска.
22.09.2014 Управление Росимущества обратилось в оперативно-дежурную службу администрации города Томска с запросом о предоставлении копии инвентаризационной карточки на убежище по адресу: город Томск, проспект Ленина, 211.
Письмом от 09.10.2014 оперативно-дежурной службой администрации города Томска в адрес Управления Росимущества направлены инвентаризационная карточка, подписанная генеральным директором ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" на убежище N 34 и материалы фотофиксации убежища N 34.
В учётной карточке защитного сооружения, составленной ОАО Фармстандарт-Томскхимфарм", указано расположение защитного сооружения N 34 - проспект Ленина, 211, АБК.
Согласно паспорту защитного сооружения 3 категории, защитное сооружение N 34 расположено по указанному выше адресу, дата его приёмки в эксплуатацию 28.01.1985, вместимость 250 человек, площадь 144 кв. м, общий объем 600 м. куб. В мирное время объект эксплуатируется ОАО "Ай Си Эн Томскхимфарм".
В приложении к паспорту защитного сооружения от 22.01.2013 N 34 имеется план защитного сооружения и наименование помещений убежища, в соответствии с которым убежище находится в помещениях N 5-23, 25, 26 подвала здания по проспекту Ленина, 211.
Оценив в совокупности указанные доказательства, суды пришли к выводу о том, что общая площадь защитного сооружения в действительности составляет 240,7 кв. м.
Приведённый заявителем в кассационной жалобе довод о наличии явных расхождений в имеющихся доказательствах относительно сведений о площади спорных помещений подлежит отклонению как несостоятельный.
Данные расхождения устранены судами путём оценки доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ.
Утверждения заявителя, приводимые им в обоснование своей правовой позиции, являлись предметом исследования судов, как первой, так и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклонены с указанием соответствующих причин в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов.
По существу названные доводы не касаются вопросов применения норм материального права, а выражают несогласие заявителя жалобы с произведённой судами оценкой доказательственной базы по делу и установленными фактическими обстоятельствами.
Между тем суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами нижестоящих инстанций, равно как и переоценивать доказательства, которым уже была дана оценка судами, в силу отсутствия полномочий для осуществления данных процессуальных действий (статьи 286, 287 АПК РФ, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/2012).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.11.2014 Арбитражного суда Томской области и постановление от 19.02.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4728/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Фармстандарт-Томскхимфарм" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.С. Коробейникова |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании Постановления N 3020-1, где в силу пунктов 1 - 3 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, и от ведомственной подчинённости предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
...
В силу пункта 2 раздела 3 Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 к федеральной собственности относятся защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период. Указанные объекты, в соответствии с изложенным выше могут быть переданы в собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июня 2015 г. N Ф04-19601/15 по делу N А67-4728/2014
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19601/15
08.06.2015 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12867/14
19.02.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12867/14
19.11.2014 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4728/14