г. Тюмень |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А81-4709/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 25 июня 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Гудыма В.Н.
Коробейниковой О.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие" Самокрутова Антона Валерьевича на решение от 12.12.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 26.03.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-4709/2013, принятые по рассмотрению заявления муниципального унитарного предприятия "Производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие" в лице конкурсного управляющего Самокрутова Антона Валерьевича (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, улица Зверева, 3, 2, ИНН, ОГРН) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (Надымский отдел) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения и обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на нежилые помещения.
Другое лицо, участвующее в деле: администрация муниципального образования Надымский район.
В заседании принял участие представитель конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие" Самокрутова Антона Валерьевича Зыкова О.В. по доверенности от 12.01.2015.
Суд установил:
конкурсный управляющий муниципальным унитарным предприятием "Производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие" Самокрутов Антон Валерьевич (далее - МУП "ПРЭП", конкурсный управляющий) 08.10.2013 обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (Надымский отдел) (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании недействительным отказа от 19.09.2013 N 02/106/2013-968 в государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения общей площадью 1 075,1 кв. м, расположенные по адресу: город Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, улица Зверева, 3/2, и об обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на эти нежилые помещения.
Требование конкурсного управляющего в интересах должника мотивировано необоснованностью отказа регистрирующего органа в проведении государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения, возникшего на основании распоряжения администрации муниципального образования город Надым (далее - Администрация) от 26.04.2011 N 232-р, в связи с отсутствием сведений о передаваемых помещениях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Надымский район.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Суд первой инстанции сделал вывод о правомерном отказе регистрирующим органом в проведении государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения, поскольку в представленных документах отсутствуют данные о передаваемых помещениях.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод заявителя о возможности идентификации спорных помещений.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий МУП "ПРЭП" просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении его заявления.
Заявитель кассационной жалобы считает, что у суда отсутствовали правовые основания для признания отказа регистрирующего органа в признании права хозяйственного ведения законным, поскольку акт приёма-передачи от 26.04.2011 N 0935 составлен на основании распоряжения Администрации от 26.04.2011 N 232-р, в которых совпадают наименование и местонахождение переданных нежилых помещений и является основанием для возникновения данного права согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По утверждению заявителя, совокупность представленных документов позволяет индивидуализировать помещения, подлежащие передаче в хозяйственное ведение, в том числе в части размера площади.
Кроме того, заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что признание отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения не восстановит его нарушенного права ввиду отсутствия у предприятия права хозяйственного ведения и может повлиять на принятие судом решения по оспариванию распоряжения Администрации от 14.11.2013 N 1935-р в рамках дела N А81-4063/2011 о банкротстве МУП "ПРЭП".
Представитель МУП "ПРЭП" в судебном заседании настаивает на отмене судебных актов.
Администрация в отзыве отклонила доводы, изложенные в кассационной жалобе МУП "ПРЭП".
Управление Росреестра в отзыве возразило против удовлетворения кассационной жалобы МУП "ПРЭП", указав на правильную оценку судами установленных обстоятельств дела о невозможности определения нежилых помещений, подлежащих передаче в хозяйственное ведение МУП "ПРЭП".
Администрация и Управление Росреестра ходатайствуют о рассмотрении кассационной жалобы МУП "ПРЭП" в отсутствие своих представителей.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На стадии проведения в отношении МУП "ПРЭП" процедуры конкурсного производства, открытой решением суда от 16.11.2011 по делу N А81-4063/2011, конкурсный управляющий оспорил отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "ПРЭП" на нежилые помещения общей площадью 1 075,1 кв. м, расположенные в здании по улице Зверева, 3/2 в городе Надыме Ямало-Ненецкого автономного округа.
Распоряжением Администрации от 26.04.2011 N 232-р "Об исключении имущества из состава муниципальной казны" из состава муниципальной казны муниципального образования город Надым исключено имущество: нежилые помещения ("Деловой центр"), находящиеся по адресу:
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, улица Зверева, 3/2, общей площадью 1 075,1 кв. м, и закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "ПРЭП".
По акту приёма-передачи от 26.04.2011 N 0935 нежилые помещения были переданы МУП "ПРЭП".
На обращение МУП "ПРЭП" 28.06.2013 с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения общей площадью 1011 кв. м, кадастровый N 89:10:010208:2086, расположенные в городе Надыме по улице Зверева, 3/2, Управление Росреестра сообщением от 19.09.2013 N 02/106/2013-968 отказало заявителю в её проведении, поскольку представленное в качестве основания для регистрации права распоряжение Администрации от 26.04.2011 N 232-р не содержит описания передаваемых помещений, сведения в кадастровом паспорте противоречат сведениям, указанным в правоустанавливающих документах.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ с учётом разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок закрепления имущества на праве хозяйственного ведения регламентирован статьёй 299 ГК РФ и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" о возникновении у унитарного предприятия права хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о его закреплении, с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Исходя из содержания статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Государственная регистрация прав согласно статье 16 Закона о регистрации проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для её проведения, в частности правоустанавливающие документы (документальные основания). Указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права (статья 18 Закона о регистрации).
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 20 Закона о регистрации, к которым относятся, в том числе, непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав.
При проведении экспертизы представленных документов Управлением Росреестра было установлено, что в Едином государственном реестре прав имеется запись от 04.03.2009 N 89-72-31/002/2009-142 о регистрации права собственности муниципального образования город Надым на объект недвижимого имущества: "Здание", адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, улица Зверева, 3/2, общей площадью 6 771,3 кв. м.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, имеется запись о государственном учёте нежилого здания N 89:10:010208:675, расположенного по адресу: город Надым, улица Зверева, 3/2, общей площадью 3 751,3 кв. м.
Следовательно, суд первой инстанции правильно установил, что муниципальным образованием город Надым, как собственником, произведено образование из объекта площадью 6 771,3 кв. м нескольких объектов, в том числе, объекта площадью 3 751,3 кв. м.
Представленный на государственную регистрацию, распорядительный документ не содержит сведений о закрепляемых помещениях, входящих в состав здания.
Содержащиеся в кадастровом паспорте от 08.08.2013 N 8900/200/13-74939 сведения расходятся с характеристиками объекта, указанными в акте приёма-передачи имущества от 26.04.2011 N 0935.
Оценив доказательства согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции сделал правильный вывод о представлении заявителем на регистрацию противоречивых документов о передаваемом имуществе.
Учитывая, что распоряжение Администрации от 26.04.2011 N 232-р "Об исключении имущества из состава муниципальной казны" не содержит описание передаваемых помещений, а акт приёма-передачи противоречит представленному кадастровому паспорту, регистрирующий орган на основании статьи 17 Закона о регистрации правомерно отказал заявителю в проведении государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения общей площадью 1075,1 кв. м, расположенные по адресу: город Надым, улица Зверева, 3/2.
Суд первой инстанции по существу сделал правильный вывод о правомерности отказа регистрирующего органа в проведении государственной регистрации права хозяйственного ведения как соответствующего закону и не нарушающего прав и законных интересов заявителя (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Приведённые заявителем в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с выводами судов об оценке представленных для государственной регистрации прав объекта документов и не опровергают правильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права к установленным обстоятельствам дела.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.12.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 26.03.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-4709/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие" Самокрутова Антона Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок закрепления имущества на праве хозяйственного ведения регламентирован статьёй 299 ГК РФ и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" о возникновении у унитарного предприятия права хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о его закреплении, с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Исходя из содержания статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2015 г. N Ф04-20234/15 по делу N А81-4709/2013