г. Тюмень |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А45-2184/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шуйской С.И.,
судей Сириной В.В.,
Тамашакина С.Н.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Робинзон" (заявителя) на постановление от 22.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2184/2014 (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Робинзон" (630534, Новосибирская обл., Новосибирский р-он, ст. Мочище, ул. Линейная, 68, ОГРН 1065410041630, ИНН 5410008122) к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33 "а", ОГРН 1055406001815, ИНН 5406300861) об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: городская общественная организация водомоторный клуб "Нива" (630047, г. Новосибирск, ул. Северная,4, ОГРН 105540011600, ИНН 5402455744).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Робинзон" (заявителя) - Балашова Н.В. по доверенности от 06.02.2015; Давыдова Н.М. по доверенности от 12.08.2015;
от городской общественной организации водомоторного клуба "Нива" (третьего лица) - Малышев К.В. по доверенности от 02.10.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Робинзон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 54:19:180602:7, расположенного на территории муниципального образования поселок Краснообск Новосибирского района Новосибирской области (письмо от 20.01.2014 N 15891/01-12); об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения договора аренды указанного земельного участка.
Требования со ссылкой на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) мотивированы тем, что отказ администрации от заключения договора аренды земельного участка препятствует завершению процедуры оформления земельного участка в аренду для организации отдыха граждан, общество не может осуществлять предпринимательскую деятельность и несет убытки.
Решением от 19.05.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) заявленные требования удовлетворены.
Определением от 22.07.2014 Седьмой арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек городскую общественную организацию водомоторный клуб "Нива" (далее - общественная организация).
Постановлением от 22.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что им для заключения договора аренды земельного участка были предоставлены все необходимые документы, проведены все необходимые согласования в соответствии с нормами ЗК РФ.
Ссылаясь на решения Арбитражного суда Новосибирской области по делам N N А45-15912/2007 и А45-18493/2013, общество также указывает на отсутствие оснований, не допускающих подписание договора аренды спорного земельного участка.
Податель жалобы считает недопустимым доказательством экспертное заключение N 15-04, составленное саморегулируемой организацией - некоммерческим партнерством "Объединение кадастровых инженеров Сибири" (далее - НП "Объединение кадастровых инженеров Сибири"), так как оно не содержит выводы по результатам исследования.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и общественная организация просят оставить без изменения оспариваемый судебный акт ввиду необоснованности приведенных заявителем аргументов.
В судебном заседании представители общества поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе, уточнив требования, просили отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, а представитель общественной организации возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей заявителя и третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в июле 2006 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в водоохраной зоне поселка Краснообск в аренду для рекреационных целей: организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Заявление рассмотрено комиссией Новосибирского района, образованной распоряжением главы Новосибирского района от 07.07.2006 N 1269-р, обществу выдан акт выбора земельного участка от 23.10.2006 с указанием на то, что предоставление земельного участка будет проводиться только после получения положительных заключений членов комиссии, к акту приложена выкопировка планового материала на земельный участок М 1:10000.
Общество в целях выполнения требований комиссии Новосибирского района встало на учет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, получило необходимые согласования и экспертные заключения уполномоченных органов.
После чего общество 29.08.2007 направило в администрацию с сопроводительным письмом акт выбора земельного участка для подписания, однако указанный акт не был подписан и утвержден.
В связи с обжалованием заявителем в судебном порядке бездействия администрации последняя решением от 07.02.2008 Арбитражном суде Новосибирской области по делу N А45-15912/2007 была обязана подписать и утвердить акт выбора земельного участка в водоохранной зоне поселка Краснообск для предоставления в аренду в рекреационных целях, организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Общество 29.04.2009 обратилось к администрации с заявлением о выдаче выписки из решения комиссии Новосибирского района от 23.06.2006 в связи с постановкой земельного участка на кадастровый учет, к заявлению приложило акт выбора, вместе с тем администрацией было отказано в выдаче соответствующего решения.
Администрация в письме от 13.05.2009 N 5432/01-12 сообщила обществу, что выписка из протокола комиссии не является необходимым документом для постановки земельного участка на кадастровый учет, и указала, что таким документом является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Полагая, что администрация уклоняется от выдачи решения о предварительном согласовании места размещения объекта, заявитель обратился в суд. Постановлением от 07.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17033/2009 требования общества удовлетворены, суд обязал администрацию выдать обществу решение о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке на территории муниципального образования поселка Краснообск Новосибирского района Новосибирской области в водоохранной зоне реки Обь, на 689 км по лоцманской карте.
Постановлением от 02.12.2010 N 10205 глава администрации утвердил акт выбора земельного участка от 23.10.2006 для организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:19:180602 (приложение N 1 к настоящему постановлению), предварительно согласовав обществу место размещения объекта на земельном участке площадью 16 000 м? на территории муниципального образования поселка Краснообск Новосибирского района Новосибирской области в водоохранной зоне реки Обь, на 689 км на лоцманской карте. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: благоустройство земельного участка в целях организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Кадастровые работы относительно требуемого обществом в аренду земельного участка были завершены в мае 2015 года. Сформированный земельный участок с кадастровым номером 54:19:180602:7, площадью 16 000 *88 м?, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, поставлен на кадастровый учет 15.05.2013 (кадастровый паспорт земельного участка от 27.11.2013 N 54/201/13-360425).
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 22.11.2013 N 64 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:19:180602:7.
Администрация письмом от 20.01.2014 N 15891/01-12 известила заявителя о несоответствии схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением главы администрации от 02.12.2010 N 10205, испрашиваемому обществом в аренду земельному участку, так как границы утвержденного вышеупомянутым постановлением земельного участка расположены севернее земельного участка с кадастровым номером 54:19:180602:7. Кроме того, указала, что поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства", а также относится к водоохранной зоне, в связи с чем его приватизация запрещена действующим законодательством, то необходимо изменить целевое назначения этого земельного участка путем перевода из одной категории в другую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель). Также администрация сообщила, что после устранения перечисленных препятствий земельный участок будет выставлен на торги.
Общество оспорило отказ администрации в заключении договора аренды, обратившись с настоящим заявлением в суд.
Посчитав доказанными требования общества, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Учитывая, что при принятии решения судом первой инстанции были допущены нарушения процессуального права, влекущие безусловную отмену судебного акта, апелляционный суд отменил решение и рассмотрел требования общества по правилам суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и установив, что заявителем не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленных требований, а именно: несоответствие отказа администрации в предоставлении испрашиваемого земельного закону или иному нормативному правовому акту и факта нарушения им прав и законных интересов заявителя, апелляционный суд отказал в удовлетворении заявления общества.
Выводы апелляционного суда отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства выступает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исходя из статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья, включающие в себя пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие Закона об обороте земель не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков урегулирован нормами ЗК РФ.
Апелляционным судом по результатам исследования материалов дела установлено, а обществом документально не опровергнуто, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:180602:7 относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенным использованием является "для сельскохозяйственного производства".
В связи с этим правомерен вывод апелляционного суда, что принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка на том или ином праве.
В силу положений Закона о переводе земель предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 54:19:180602:7 относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения", то есть имеет статус сельскохозяйственных угодий, то для предоставления данного земельного участка в целях, испрашиваемых обществом, необходимо, как верно отмечено апелляционным судом, изменить разрешенное использование земельного участка, так как сельскохозяйственные угодья в соответствии с действующим законодательством не предусматривают возможность использования такого земельного участка для организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Ссылка общества на возможность использования земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом (организованные места отдыха) правильно отклонена судом апелляционной инстанции по тому основанию, что для данного вида использования требуется наличие разрешения, которое в материалах дела отсутствует. Общество не представило доказательства того, что обращалось с заявлением о переводе земельного участка в другую категорию в уполномоченный на указанные действия орган.
Кроме того, одним из мотивов отказа администрации в предоставлении спорного земельного участка послужило несоответствие его местоположения и местоположения земельного участка, обозначенного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала, утвержденной постановлением главы администрации от 02.12.2010 N 10205 и приложенной к акту выбора, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами, в том числе, заключением кадастрового инженера Цыплякова Д.Н., подготовленного на основании поручения администрации от 16.04.2014 N 109-ЗУ; заключением кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "КЦ ГЕОГРАД" Павлюк Е.С.; судебным экспертным заключением НП "Объединение кадастровых инженеров Сибири" от 24.03.2015 N 15-4.
Утверждение общества о том, что заключение НП "Объединение кадастровых инженеров Сибири" является недопустимым доказательством, не принимается во внимание суда кассационной инстанции. Названное заключение оценивалось апелляционным судом совместно с имеющимися в деле доказательствами, в установленном законом порядке заявителем не оспорено, к тому же довод общества направлен на его переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Применительно к статье 38 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" апелляционный суд обоснованно указал, что образование земельного участка с кадастровым номером 54:19:180602:7 должно было осуществляться с учетом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:19:180602, утвержденной постановлением главы администрации от 02.12.2010 N 10205.
Между тем межевой план от 17.04.2013, на основании которого земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, не содержит утвержденной главой администрации схемы расположения земельного участка, что обществом не оспаривается.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, апелляционный суд счел законными действия администрации по отказу обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и не нарушающими права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ судебных актов, апелляционным судом не допущено, то отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 22.05.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2184/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
...
Применительно к статье 38 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" апелляционный суд обоснованно указал, что образование земельного участка с кадастровым номером 54:19:180602:7 должно было осуществляться с учетом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:19:180602, утвержденной постановлением главы администрации от 02.12.2010 N 10205."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 августа 2015 г. N Ф04-12497/14 по делу N А45-2184/2014
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-12497/14
22.05.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6349/14
18.05.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6349/14
26.11.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-12497/14
19.05.2014 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-2184/14