г. Тюмень |
|
2 сентября 2015 г. |
Дело N А70-14169/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Орловой Н.В.,
Тамашакина С.Н.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Для Вас" (заявителя) на решение от 16.02.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 09.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-14169/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Для Вас" (626150, г. Тобольск, ул. 2-я Северная, 49 А, ОГРН 1027201293591, ИНН 7206017233) к администрации города Тобольска (626152, г. Тобольск, ул. Аптекарская, 3, ОГРН 1027201301467, ИНН 7206006802) о признании незаконным отказа в выборе земельного участка.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Для Вас" (заявителя) - Мутовина Е.В. по доверенности от 01.12.2014; Первухин А.Н. по доверенности от 01.12.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Для Вас" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации города Тобольска (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 03.10.2014 N 01-02/04/5734 в выборе земельного участка под крыльцо по адресу: г. Тобольск, 8 микрорайон, с восточной стороны от участка N 36г.
Требования со ссылкой на статьи 1, 41, 42, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) мотивированы несоответствием оспариваемого отказа закону и нарушением им прав заявителя.
Решением от 16.02.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 09.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить вынесенные судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
Общество не согласно с выводами судов о недоказанности нарушения прав заявителя отказом администрации от предоставления испрашиваемого земельного участка, а также о том, что красные линии утверждены генеральным планом Тобольского городского округа.
Указывает, что судом первой инстанции не дана правовая квалификация законности расположения красных линий.
Податель жалобы также считает, что судами не приняты во внимание имеющее значение для дела письмо администрации от 13.05.2014 N 01-10/2298/1377 и обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии красных линий.
В отзыве администрация возражает против удовлетворения кассационной жалобы ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представители общества поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе, просили отменить оспариваемые судебные акты, заявленные требования удовлетворить.
Выслушав пояснения представителей общества, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником одноэтажного нежилого здания (магазина) общей площадью 299,9 м и земельного участка общей площадью 726,9 м
, с кадастровым номером 72:24:03 04 11:0046, из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под нежилое строение (магазин), находящихся по адресу: г. Тобольск, 8 микрорайон, участок 36 (свидетельства о государственной регистрации права от 28.01.2010 серии 72 НЛ N 659066 и от 21.11.2011 серии 72 НМ N 106877).
Комитетом градостроительной политики администрации в установленном порядке обществу было выдано разрешение от 29.02.2012 N RU 72303000-48 на реконструкцию здания магазина.
В ходе реконструкции заявитель изменил параметры здания и вышел за пределы принадлежащего ему земельного участка.
По этой причине общество обратилось в администрацию г. Тобольска с заявлением от 30.07.2014 N 64/1 о предоставлении в собственность земельного участка размером 4х4, на котором построено крыльцо N 2, выходящее за пределы принадлежащего ему земельного участка.
Администрация письмом от 03.10.2014 N 01-02/04/5734 сообщила обществу, что его заявление рассмотрено 17.09.2014 на заседании комиссии по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, которой принято решение об отказе в выборе испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен за красной линией.
Общество также обращалось в комитет градостроительной политики администрации с заявлением от 02.09.2014 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства, в части двух крылец и пандуса переднего фасада объекта, находящихся за пределами красной лини, проходящей по фасаду объекта.
На основании статей 38, 40 ГрК РФ, Правил землепользования и застройки Тобольского городского округа, утвержденных решением Тобольской городской Думы от 25.12.2007 N 235 (далее - Правила землепользования и застройки), с учетом заключения от 07.10.2014 по результатам публичных слушаний, заявителю было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке площадью 813 м, с кадастровым номером 72:24:0304011:283, расположенном по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, 8 микрорайон, участок N 36г (отклонение в части: отступ за красную линию - 4 м), ранее возведенного объекта капитального строительства на земельном участке площадью 726,9 м
, с кадастровым номером 72:24:03 04 11:0046, по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, 8 микрорайон, участок N 36 (распоряжение администрации от 29.10.2014 N 2203).
Полагая, что ему неправомерно было отказано в выборе испрашиваемого земельного участка, общество оспорило данный отказ в арбитражном суде.
Не усматривая оснований для удовлетворения заявления общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности отказа администрации в предоставлении требуемого земельного участка.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 ЗК РФ, согласно пункту 1 которой гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Истолковав вышеупомянутые нормы, апелляционный суд верно отметил, что процедура выбора и согласования границ земельного участка предшествует строительству, и при ее осуществлении учету подлежат нормы градостроительного законодательства, в том числе и нормы регламентирующие возможность размещения возводимого объекта за пределами красных линий.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения (генерального плана поселения совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (пункт 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30).
Согласно пункту 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Судами установлено и заявителем документально не опровергнуто, что красные линии 8 микрорайона города Тобольска разработаны и утверждены в составе генерального плана города Тобольска 1973 года, ПДП 8 микрорайона города Тобольска 1982 года.
Утвержденные документы территориального планирования (генеральный план Тобольского городского округа утвержден решением Тобольской городской Думы от 30.10.2007 N 196, с изменениями от 25.10.2011 N 148, от 30.10.2012 N 158), документы градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки, с изменениями от 30.09.2008 N 113, от 27.10.2009 N 179, от 30.03.2010 N 30, от 31.05.2011 N 83, от 25.10.2011 N 149, от 27.11.2012 N 183, от 24.09.2013 N 129), документы по планировке территории, а также иная градостроительная документация Тобольского городского округа размещены в свободном доступе на официальном сайте администрации (http://admtobolsk.ru) в разделе "Комитет градостроительной политики" (http://www.admtobolsk.ru/ tobjgrad/).
Расположение части земельного участка, на который претендует общество, за пределами красных линий, также подтверждается представленными в дело схемами.
Учитывая, что судами по результатам исследования имеющихся в деле документов установлено существование красных линий на спорном земельном участке, не принимается во внимание утверждение подателя жалобы о неисследовании судами доказательств, в частности письма администрации от 13.05.2014 N 01-10/2298/1377, и обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии красных линий.
Довод заявителя о том, что судом первой инстанции не проверялась законность расположения красных линий, правильно отклонен апелляционным судом, так как нормативные акты, которыми утверждены красные линии в городе Тобольске, не являются предметом настоящего спора.
Поскольку общество в процессе реконструкции магазина пристроило к нему крыльцо за пределами находящегося в собственности земельного участка и обозначенных в генеральном плане города Тобольска красных линий; до начала реконструкции здания магазина вопрос о выходе реконструируемого здания за границы красных линий с уполномоченным органом, выдавшим разрешение на строительство, заявителем не обсуждался, вследствие чего наличие разрешения само по себе не доказывает законность возведения обществом крыльца за территорией находящегося в его собственности земельного участка; отказ администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка соответствует градостроительной документации города Тобольска и положениям части 9 статьи 39 ГрК РФ, предусматривающей возможность реконструкции объектов капитального строительства только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, при этом отказ администрации не нарушает права заявителя, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований общества.
Таким образом, доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального права и норм процессуального права судами не допущено Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.02.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-14169/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку общество в процессе реконструкции магазина пристроило к нему крыльцо за пределами находящегося в собственности земельного участка и обозначенных в генеральном плане города Тобольска красных линий; до начала реконструкции здания магазина вопрос о выходе реконструируемого здания за границы красных линий с уполномоченным органом, выдавшим разрешение на строительство, заявителем не обсуждался, вследствие чего наличие разрешения само по себе не доказывает законность возведения обществом крыльца за территорией находящегося в его собственности земельного участка; отказ администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка соответствует градостроительной документации города Тобольска и положениям части 9 статьи 39 ГрК РФ, предусматривающей возможность реконструкции объектов капитального строительства только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, при этом отказ администрации не нарушает права заявителя, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований общества."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 сентября 2015 г. N Ф04-23010/15 по делу N А70-14169/2014