г. Тюмень |
|
18 сентября 2015 г. |
Дело N А45-23490/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский фаворит" на решение от 27.02.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 09.06.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Колупаева Л.А., Марченко Н.В.) по делу N А45-23490/2014 по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Козелкова Алексея Владимировича (ГРНИП 314547627600517, ИНН 540529769886) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, г. Новосибирск, ул. Революции, 38, ОГРН 1095406019170, ИНН 5407063282) об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, общество с ограниченной ответственностью "Сибирский фаворит".
В судебном заседании участвовали представители: от заявителя: Козелков А.В., по паспорту.
Суд установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Козелков Алексей Владимирович (далее - заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:165001:21, площадью 1 503 500 кв. м в аренду за плату сроком на сорок девять лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства, зафиксированного в письме от 12.11.2014 года N НК-14566/05; об обязании управления устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предоставлении ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:19:165001:21, площадью 1 503 500 кв. м в аренду за плату сроком на сорок девять лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), общество с ограниченной ответственностью "Сибирский фаворит" (далее - третье лицо, общество).
Решением от 27.02.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 09.06.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные главой КФХ требования, удовлетворены.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы третье лицо ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, поскольку спорный земельный участок должен быть предоставлен на торгах в связи с наличием двух заявок.
В отзыве на кассационную жалобу глава КФХ просит принятые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании глава КФХ поддержал свои доводы.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, исходя из доводов жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что глава КФХ обратился в администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением от 09.10.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:165001:21 в аренду на 49 лет, площадью 1 503 500 кв. м, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет (далее - земельный участок), с приложением соответствующих документов, в том числе, обоснования размеров испрашиваемого земельного участка.
Территориальное управление письмом от 12.11.2014 N НК-14566/05 указало на то, что самостоятельно вправе осуществлять предоставление земельных участков только площадью менее или равной 100 000 кв. м, потому в отношении испрошенного земельного участка в Росимущество направлено обращение на получение поручения о вовлечении данного участка в хозяйственный оборот. Также управление уведомило заявителя, что ответ от Росимущества не получен.
Кроме того, управление также указало, что в отношении испрошенного земельного участка по состоянию на 06.12.2013 обществом было подано заявление о предоставлении участка, однако решение также принято не было, поскольку от Росимущества не получен ответ с поручением на включение земельного участка в оборот. Управление полагает, что в отсутствие такого поручения от Росимущества нет оснований для удовлетворения требования заявителя, а также при наличии второго заявления предоставление возможно только на торгах.
Заявитель, обращаясь в арбитражный суд, указал, что отказ управления является незаконным, ущемляющим права и законные интересы в сфере сельскохозяйственной деятельности.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктами 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, пришли к выводу, что управление является органом, обладающим полномочиями на совершение действий, направленных на предоставление спорного земельного участка на основании заявления главы КФХ.
Кроме того, суды указали на нарушения оспариваемым бездействием законодательства, указав на необходимость предоставления спорного участка на торгах при наличии второй заявки, поскольку третье лицо не является сельскохозяйственным предприятием, в силу чего на него не распространяются положения Федеральных законов от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в случае, если имеется только одно заявление о передаче таких участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем, законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 7865/13 сформулирован следующий правовой подход, обязательный для применения арбитражными судами при рассмотрении дел со схожими фактическими обстоятельствами.
При рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом (пункт 1 статьи 34 ЗК РФ). Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ. Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Закон N 74-ФЗ определяет не только основы создания и деятельности названных хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств. Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются Законом N 101-ФЗ (статья 82 ЗК РФ).
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 20.11.2014 по делу N 308-ЭС14-1222 пришла к выводу, что правила, установленные пунктом 2 статьи 10 N 101-ФЗ (о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на торгах при наличии двух и более заявлений), подлежат применению и в случаях наличия конкурирующей заявки второго специального субъекта (крестьянского (фермерского) хозяйства) или иной сельскохозяйственной организации.
Судами установлено и следует из представленных в дело доказательств, что общество, подавшее заявку, не относятся к крестьянским (фермерским) хозяйствам, а спорный участок испрашивается не для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Более того, указанное обстоятельство было признано представителем третьего лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции (статья 70 АПК РФ).
Между тем, заявитель испрашивает земельный участок для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с целью размещения овцеводческой фермы, является специальным субъектом.
Арбитражные суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив, что на спорный земельный участок претендовал (обратился с соответствующим заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления) только один специальный субъект (глава КФХ), который представил все необходимые документы, предусмотренные статьей 12 Закона N 74-ФЗ, обосновано удовлетворили заявленные требования.
Доводы третьего лица о наличии правопреемства с ОАО "Российские ипподромы", необоснованном отказе в привлечении его в качестве третьего лица, являлись предметом рассмотрения и оценки в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, о неправильном применении норм права не свидетельствуют, и по существу сводятся к несогласию с данной судом оценкой приведенных заявителем обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется, и в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда инстанции Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Выводы арбитражных судов являются правильными, сделаны по результатам оценки совокупности доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, основаны на верном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.02.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 09.06.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-23490/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом (пункт 1 статьи 34 ЗК РФ). Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ. Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Закон N 74-ФЗ определяет не только основы создания и деятельности названных хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств. Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются Законом N 101-ФЗ (статья 82 ЗК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 сентября 2015 г. N Ф04-23998/15 по делу N А45-23490/2014