г. Тюмень |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А67-7758/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации города Томска на решение от 06.04.2015 Арбитражного суда Томской области (судья Григорьев С.В.) и постановление от 24.06.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Кудряшева Е.В., Логачев К.Д.) по делу N А67-7758/2014 по заявлению муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента городского хозяйства администрации г. Томска (634050, Томская область, г.Томск, ул.Московский тракт, 19/1, ОГРН 1027000908440, ИНН 7017001911) к унитарному муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство г.Томска" (634041, Томская область, г.Томск, проспект Комсомольский, 66, ОГРН 1027000880323, ИНН 7017001968) о взыскании необоснованно полученной субсидии в сумме 5 700 400 рублей.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент финансов администрации города Томска (634050, Томская область, город Томск, ул.Гагарина, 49, ОГРН 1037000090511, ИНН 7021023925).
Суд установил:
муниципальное образование "Город Томск" в лице департамента городского хозяйства администрации г. Томска (далее - департамент городского хозяйства) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к унитарному муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство г. Томска" (далее - Предприятие, УМП "Спецавтохозяйство") о взыскании субсидии в размере 5 700 400 руб.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен департамент финансов Администрации города Томска (далее - департамент финансов).
Решением от 06.04.2015 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 24.06.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Департамент финансов обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу УМП "Спецавтохозяйство" считает доводы департамента финансов несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что между департаментом городского хозяйства и УМП "Спецавтохозяйство" заключен договор от 29.07.2013 N 23/13 о предоставлении субсидии, в соответствии с условиями которого департамент городского хозяйства предоставляет Предприятию средства бюджета муниципального образования "Город Томск" в форме субсидии в целях возмещения понесенных затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов (далее - субсидия).
Исполняя условия договора, департамент городского хозяйства перечислил денежные средства Предприятию на общую сумму 5 700 400 руб., что подтверждается платежными поручениями: от 31.07.2013 N 251481 на сумму 2 850 300 руб.; от 01.08.2013 N 252058 на сумму 2 850 100 руб.
Согласно акту от 25.07.2014 департамента финансов по результатам проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии организациям-производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в 2013, установлены следующие нарушения:
1) департаментом городского хозяйства необоснованно и неправомерно принято решение о признании УМП "Спецавтохозяйство" соответствующим требованиям Порядка предоставления субсидии, при отсутствии: документов, обосновывающих размер требуемых средств и подтверждающих необходимость возмещения понесенных УМП "Спецавтохозяйство" затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению ТБО, в результате чего неправомерно заключен договор на предоставление субсидии; акта приема-передачи полигона или свидетельства о регистрации права хозяйственного ведения, подтверждающие право эксплуатации полигона ТБО; договоров со специализированной организацией на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды; документов, подтверждающих отсутствие задолженности по платежам в бюджет всех уровней;
2) департаментом городского хозяйства несвоевременно представлен отчет об использовании средств субсидии в департамент финансов администрации города Томска.
Несоответствие УПМ "Спецавтохозяйство" (в 2013) критериям, установленным порядком предоставления субсидии организациям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению ТБО, явилось основанием направления 17.09.2014 в адрес Предприятия претензии с требованием о возврате стоимости неправомерно оплаченных работ, которая осталась без ответа.
Поскольку субсидия не возвращена, департамент городского хозяйства обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Отказывая в удовлетворении иска, суды, проанализировав положения Порядка предоставления субсидии организациям-производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов, утвержденного постановлением Администрации г. Томска от 28.03.2013 N 293 (далее - Порядок предоставления субсидий), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что на момент заключения договора от 29.07.2013 N 23/13 о предоставлении субсидии департамент городского хозяйства обладал документами, обосновывающими размер требуемых средств и подтверждающими необходимость возмещения понесенных Предприятием затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению ТБО; предоставление совместно с заявкой полного пакета документов свидетельствует о соблюдении Предприятием условия для предоставления субсидии; представленные документы проверены департаментом городского хозяйства и признаны верными и достаточными для получения субсидии; договор о предоставлении субсидии от 29.07.2013 в установленном порядке недействительным не признан.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии организация, соответствующая требованиям, указанным в настоящем Порядке, представляет в департамент городского хозяйства администрации города Томска следующие документы: заявление, подписанное руководителем, с просьбой предоставить субсидию с указанием расчетного (лицевого) счета для перечисления денежных средств и объема требуемых средств; учредительные документы или их нотариально заверенные копии; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (или нотариально заверенную копию), полученную не ранее 6 месяцев до даты подачи заявления; документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве юридического лица, или его нотариально заверенную копию; нотариально заверенную копию лицензии на осуществление деятельности по сбору и размещению твердых бытовых отходов; документы, подтверждающие право эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, либо договор со специализированной организацией, в ведении которой имеется полигон твердых бытовых отходов; документы, подтверждающие наличие обученного персонала в области обращения с отходами в количестве 3 человек, с предоставлением копий полученных свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами 4 класса опасности; договор со специализированной организацией на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды; график проведения мониторинга состояния загрязнения окружающей среды при захоронении твердых бытовых отходов; документы, обосновывающие размер требуемых средств и подтверждающие необходимость возмещения понесенных организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов.
Судами установлено, что Предприятие представило в департамент городского хозяйства необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие право эксплуатации полигона твердых бытовых отходов:
-постановление администрации города Томска от 05.05.2009 N 362 "О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП "Спецавтохозяйство г. Томска";
-приказ департамента недвижимости администрации города Томска от 26.05.2009 N 651 "О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП "Спецавтохозяйство г. Томска";
-постановление администрации города Томска от 22.05.2009 N 416 "О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП "Спецавтохозяйство г. Томска";
- акты приема-передачи основных средств;
- документы, подтверждающие право эксплуатации полигона ТБО;
-договоры со специализированными организациями на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды;
-документы, обосновывающие размер требуемых средств и подтверждающие необходимость возмещения понесенных организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов:
-сметный расчет на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов за период с 01.04. по 30.06.2013;
-справку по бесплатному приему и захоронению ТБО за период с 01.04.2013 по 30.06.2013;
-журнал по бесплатному приему и захоронению ТБО за период с 01.04.2013 по 30.06.2013;
-документы, подтверждающие исполнение обязательств:
-справку о стоимости выполненных работ и затрат от 30.06.2013 N 1 (отчетный период с 01.04. по 30.06.2013);
-акт о приемке выполненных работ от 30.06.2013 N 1 (отчетный период с 01.04.2013 по 30.06.2013), подписанный со стороны департамента городского хозяйства заместителем начальника по благоустройству и транспорту департамента городского хозяйства администрации г. Томска, председателем комитета по благоустройству, дорожному хозяйству и гидротехническим сооружениям департамента городского хозяйства администрации г. Томска, начальником отдела содержания и эксплуатации дорожного хозяйства департамента городского хозяйства администрации г. Томска.
По результатам рассмотрения заявления и документов, представленных Предприятием, протоколом от 29.07.2013 комиссией единогласно принято решение - признать УМП "Спецавтохозяйство" соответствующим требованиям Порядка предоставления субсидии в 2013 г., заключить договор на предоставление субсидии на сумму 5 700 400 руб. Указанное решение в установленном законом порядке не оспорено.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в частности, документы, представленные Предприятием с заявлением на предоставление субсидии, учитывая, что данные документы признаны органом, уполномоченным на их проверку, достаточными, подлинными и правомерными для предоставления предприятию субсидии, принимая во внимание, что все требования, предусмотренные статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением от 28.03.2013 N 293 при предоставлении субсидии были выполнены в полном объеме, суды правомерно отказали в удовлетворении иска о возврате субсидии.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе относительно отсутствия пролонгированного договора со специализированной организацией на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды в целях проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды при захоронении ТБО; об отсутствии в эксплуатации полигона ТБО; что акт приемки выполненных работ N 1 от 30.06.2013 и справка о стоимости выполненных работ и затрат не могут служить документами, подтверждающими несение затрат по оказанию услуг организациям и гражданам по приему ТБО, о ничтожности договора от 29.07.2013 N 23/13 о предоставлении субсидии, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Довод департамента финансов о том, что Предприятие не подтвердило отсутствие задолженности по платежам в бюджет, кассационная инстанция отклоняет, поскольку пункт 5 Порядка предоставления субсидии содержит исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в департамент городского хозяйства. В указанный перечень не включены документы, подтверждающие отсутствие задолженности.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.04.2015 Арбитражного суда Томской области и постановление от 24.06.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7758/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая решение, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
...
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в частности, документы, представленные Предприятием с заявлением на предоставление субсидии, учитывая, что данные документы признаны органом, уполномоченным на их проверку, достаточными, подлинными и правомерными для предоставления предприятию субсидии, принимая во внимание, что все требования, предусмотренные статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением от 28.03.2013 N 293 при предоставлении субсидии были выполнены в полном объеме, суды правомерно отказали в удовлетворении иска о возврате субсидии."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2015 г. N Ф04-23534/15 по делу N А67-7758/2014