г. Томск |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А67-7758/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Кудряшевой Е.В., Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.,
при участии:
от истца: Румак Т.С., доверенность от 15.01.2015,
от ответчика: Панкратьева Н.Н., доверенность от 04.03.2015,
от третьего лица: Духанина Т.В., доверенность от 06.10.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы департамента финансов Администрации города Томска, департамента городского хозяйства администрации г. Томска (07АП-4577/2015(1,2)) на решение Арбитражного суда Томской области от 06.04.2015 по делу N А67-7758/2014 (судья Григорьев С.В.)
по иску муниципального образования "Город Томск" в лице департамента городского хозяйства администрации г. Томска (ИНН 7017001911, ОГРН 1027000908440)
к унитарному муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство" (ИНН 7017001968, ОГРН 1027000880323),
третье лицо: департамент финансов Администрации города Томска,
о взыскании неосновательно полученной субсидии в сумме 5 700 400 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Город Томск" в лице департамента городского хозяйства администрации г. Томска (далее - департамент городского хозяйства) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к унитарному муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство г. Томска" (далее - УМП "Спецавтохозяйство") о взыскании 5 700 400 руб. субсидии.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен департамент финансов Администрации города Томска (далее - департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Томской области от 06.04.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, департамент финансов, департамент городского хозяйства в апелляционных жалобах просят его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование подателями указано, что при получении субсидии ответчик предоставил договор, прекративший свое действие. УМП "Спецавтохозяйство" не представило документы, подтверждающие отсутствие задолженности по платежам в бюджет. Судом не дана оценка доказательствам о затратах ответчика. Акт приемки выполненных работ N 1 от 30.06.2013 и справка о стоимости выполненных работ и затрат не могут служить доказательством, подтверждающим несение затрат по оказанию услуг организациям и гражданам г. Томска по приему твердых бытовых отходов. Судом не дана оценка доводы об отсутствии в эксплуатации полигона твердых бытовых отходов либо договора со специализированной организацией, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов. Договор на предоставление субсидии N 23/13 от 29.07.2013 является ничтожной сделкой как противоречащая пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
УМП "Спецавтохозяйство" в отзыве доводы апелляционных жалоб отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представители истца, третьего лица поддержали апелляционные жалобы по изложенным в них основаниям. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между департаментам городского хозяйства (далее - департамент) и УМП "Спецавтохозяйсвто" заключен договор N 23/13 от 29.07.2013 о предоставлении субсидии, в соответствии с условиями которого департамент предоставляет УМП "Спецавтохозяйсвто" средства бюджета муниципального образования "Город Томск" в форме субсидии в целях возмещения понесенных затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов (далее - субсидия).
Исполняя условия договора, истец перечислил денежные средства ответчику на общую сумму 5 700 400 руб., что подтверждается платежными поручениями: от 31.07.2013 N 251481 на сумму 2 850 300 руб.; от 01.08.2013 N 252058 на сумму 2 850 100 руб.
Согласно заключению акта от 25.07.2014 департамента финансов по результатам проверки по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии организациям-производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов в 2013, установлены следующие нарушения: во- первых, департаментом необоснованно и неправомерно принято решение о признании УМП "Спецавтохозяйство" соответствующим требованиям Порядка предоставления субсидии, при отсутствии: документов, обосновывающих размер требуемых средств и подтверждающих необходимость возмещения понесенных УМП "Спецавтохозяйсвто" затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению ТБО, в результате чего неправомерно заключен договор на предоставление субсидии; акта приема-передачи полигона или свидетельства о регистрации права хозяйственного ведения, подтверждающие право эксплуатации полигона ТБО; договоров со специализированной организацией на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды, предоставленные договоры; документов, подтверждающих отсутствие задолженности по платежам в бюджет всех уровней; во-вторых, департаментом несвоевременно представлен отчет об использовании средств субсидии в департамент финансов администрации города Томска.
Несоответствие УПМ "Спецавтохозяйство" на момент принятия комиссией департамента городского хозяйства решения и заключения в 2013 договора на предоставлении субсидии, критериям установленным порядком предоставления субсидии организациям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов, явилось основанием направления 17.09.2014 в адрес ответчика претензии с требованием о возврате стоимости неправомерно оплаченных работ, которая осталась без ответа.
Поскольку субсидия не возвращена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент заключения договора N 23/13 от 29.07.2013 о предоставлении субсидии департамент городского хозяйства обладал документами обосновывающими размер требуемых средств и подтверждающими необходимость возмещения понесенных Организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов; предоставление совместно с заявкой полного пакета документов свидетельствует о соблюдении ответчиком условия для предоставления субсидии; представленные документы проверены департаментом городского хозяйства и признаны верными и достаточными для получения субсидии; договор о предоставлении субсидии от 29.07.2013 в установленном порядке недействительным не признан.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Поскольку Федеральный закон N 264-ФЗ предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Согласно пункту 5 порядка предоставления субсидии организациям -производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов (утв. Постановлением Администрации г. Томска от 28.03.2013 N 293) для рассмотрения вопроса о предоставлении Субсидии Организация, соответствующая требованиям, указанным в настоящем Порядке, представляет в департамент городского хозяйства администрации Города Томска следующие документы: заявление, подписанное руководителем, с просьбой предоставить Субсидию с указанием расчетного (лицевого) счета для перечисления денежных средств и объема требуемых средств; учредительные документы или их нотариально заверенные копии; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (или нотариально заверенную копию), полученную не ранее 6 месяцев до даты подачи заявления; документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве юридического лица, или его нотариально заверенную копию; нотариально заверенную копию лицензии на осуществление деятельности по сбору и размещению твердых бытовых отходов; документы, подтверждающие право эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, либо договор со специализированной организацией, в ведении которой имеется полигон твердых бытовых отходов; документы, подтверждающие наличие обученного персонала в области обращения с отходами в количестве 3 человек, с предоставлением копий полученных свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами 4 класса опасности; договор со специализированной организацией на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды; график проведения мониторинга состояния загрязнения окружающей среды при захоронении твердых бытовых отходов; документы, обосновывающие размер требуемых средств и подтверждающие необходимость возмещения понесенных Организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в качестве документов, подтверждающих право эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, УМП "Спецавтохозяйсвто" представило постановление администрации Города Томска от 05.05.2009 N 362 "О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП "Спецавтохозяйсвто г. Томска"; приказ департамента недвижимости администрации Города Томска от 26.05.2009 N 651 "О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП "Спецавтохозяйсвто г. Томска"; постановление администрации Города Томска от 22.05.2009 N 416 "О передаче объектов полигона по захоронению твердых бытовых отходов г. Томска в хозяйственное ведение УМП "Спецавтохозяйсвто г. Томска"; акты приема-передачи основных средств (т. 1, л.д. 123-150 - 2.т л.д. 1-44).
Из содержания приложений к сопроводительному письму от 25.07.2013 N 1214/02-01 начальнику департамента городского хозяйства видно, что в качестве предложения 11 в департамент переданы документы, подтверждающие право эксплуатации полигона ТБО; приложение 13 - договоры со специализированными организациями на отбор и лабораторное исследование проб воздуха, почвы, воды.
Документами, обосновывающими размер требуемых средств и подтверждающие необходимость возмещения понесенных Организацией затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов, являются: сметный расчет на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов за период с 01.04. по 30.06.2013; справка по бесплатному приему и захоронению ТБО за период с 01.04. по 30.06.2013; журнал по бесплатному приему и захоронению ТБО за период с 01.04. по 30.06.2013; (приложения 15-17 к сопроводительному письму 25.07.2013 N 1214/02-01).
Исполнение обязательств УМП "Спецавтохозяйство" подтверждается: справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 30.06.2013 (отчетный период с 01.04. по 30.06.2013); актом о приемке выполненных работ N 1 от 30.06.2013 (отчетный период с 01.04. по 30.06.2013) подписанным со стороны департамента городского хозяйства администрации г. Томска: заместителем начальника по благоустройству и транспорту департамента городского хозяйства администрации г. Томска; председателем комитета по благоустройству, дорожному хозяйству и гидротехническим сооружениям департамента городского хозяйства администрации г. Томска; начальником отдела содержания и эксплуатации дорожного хозяйства департамента городского хозяйства администрации г. Томска (т. 1, л.д. 18).
По результатам рассмотрения заявления и документов, представленных ответчиком, протоколом от 29.07.2013 комиссий единогласно принято решение - признать УМП "Спецавтохозяйство" соответствующим требованиям Порядка предоставления в 2013 г. субсидии организациям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по бесплатному приему и захоронению ТБО, заключить договор на предоставление субсидии на сумму 5 700 400 руб.
Таким образом, орган, уполномоченный на проверку представленных документов, оценил их как достаточными, подлинными и правомерными для предоставления предприятию субсидии.
Довод подателей жалоб о том, что акт приемки выполненных работ N 1 от 30.06.2013 и справка о стоимости выполненных работ и затрат не могут служить документами, подтверждающими несение затрат по оказанию услуг организациям и гражданам по приему ТБО подлежат отклонению.
Указанный акт отвечает требованиям относимости и допустимости, оценен судом первой инстанции в совокупности с иными доказательствами по делу и правомерно квалифицирован как документ, подтверждающий исполнение УМП "Спецавтохозяйство" обязательств по бесплатному приему и захоронению ТБО.
В отсутствие четкого определения перечня документов, подтверждающих размер требуемых средств и подтверждающих необходимость возмещения понесенных затрат, ответчиком представленные сметный расчет на возмещение затрат за период с 01.04.2013 по 30.06.2013, справка по бесплатному приему и захоронению ТБО за период с 01.04.2013 по 30.06.2013, журнал по бесплатному приему и захоронению ТБО за период с 01.04.2013 по 30.06.2013 суд первой инстанции обоснованно признал указанные документы как доказательства, подтверждающие размер понесенных затрат по бесплатному приему и захоронению ТБО.
Факт наличия в эксплуатации полигона ТБО, либо договора со специализированной организацией, в ведении которой находится полигон, подтвержден ответчиком постановлением администрации г. Томска и приказами департамента недвижимости администрации г. Томска о передаче объектов полигона по захоронению ТБО.
При этом доказательства, опровергающие факт эксплуатации, лица, участвующие в деле в материалы дела не представили.
Остальные доводы подателей жалоб основаны лишь на формальных замечаниях к представленным ответчиком документам, и не опровергают факт оказания УМП "Спецавтохозяйство" услуг по бесплатному приему и захоронению ТБО в спорный период.
Вместе с тем, получение субсидии было обусловлено принятием уполномоченным органом решения на основании представленного ответчиком заявления. Протоколом от 29.07.2013 уполномоченный орган признал наличие у ответчика права на получение субсидий. Указанное решение в установленном законом порядке не оспорено.
Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Статья 78 Бюджетного кодекса РФ определяет порядок предоставления субсидий.
В силу части 2 статьи 78 БК РФ бюджетные субсидии выделяются на основе постановлений Правительства РФ (федеральные субсидии), правительства субъекта РФ (региональные субсидии), актов муниципальных органов (субсидии из местного бюджета).
Частью 3 статьи 78 БК РФ установлены требования к содержанию нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующие предоставление субсидий.
В соответствии с указанными нормами Администрация Города Томска приняло постановление N 293 от 28.03.2013 "Об утверждении порядка предоставления субсидии организациям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг гражданам и организациям Города Томска по бесплатному приему и захоронению твердых бытовых отходов".
Поскольку все требования, предусмотренные статьей 78 БК РФ, Постановлением N 293 от 28.03.2013 были выполнены в полном объеме, основания полагать договор N 23/13 от 29.07.2013 о предоставлении субсидии ничтожным у арбитражного суда отсутствуют.
По изложенным причинам арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателей, изложенные в жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 06.04.2015 по делу N А67-7758/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
Е.В. Кудряшева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7758/2014
Истец: Муниципальное образование "Город Томск" в лице департамента городского хозяйства администрации Города Томска
Ответчик: Унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска"
Третье лицо: Департамент финансов администрации Города Томска