г. Тюмень |
|
13 ноября 2015 г. |
Дело N А70-14024/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на решение от 22.04.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 18.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А70-14024/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Агат" (625026, г. Тюмень, ул. Депутатская, д. 78/1, ИНН 7203183610, ОГРН 1067203358936) к Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени (625036, г. Тюмень, ул. Дзержинского, д. 62) о признании незаконными действий, связанных с проведением конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом и принятию решения по результатам конкурса.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТРИАЛ".
В заседании принял участие представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени Фазилов Д.Р. (доверенность от 09.06.2015 N 135).
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Агат" (далее - ООО "УК "Агат", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - департамент) о признании незаконными действий, связанных с проведением 01.07.2014 конкурса N КО-002/14 по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Тюмень, ул. Интернациональная, 140, и принятием решения по результатам конкурса, оформленного протоколом N 8 от 01.07.2014.
Решением от 22.04.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "УК "Агат" требований.
По мнению департамента, суды не применили подлежащие применению статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 219, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов", Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также пункты 2, 46, 52 и 90 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы департамента и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:
г. Тюмень, ул. Интернациональная, дом 140, проведенным в период с 27.12.2014 по 27.01.2015 в форме заочного голосования, для управления этим многоквартирным домом выбрана управляющая организация - ООО "УК "Агат" и утвержден проект договора управления многоквартирным домом, что подтверждается протоколом заочного голосования от 29.01.2014.
На этом основании между ООО "УК "Агат" и собственниками помещений заключен договор от 30.01.2014 управления названным многоквартирным домом со сроком действия один год и с условием его ежегодного продления на этот же срок.
Несмотря на эти обстоятельства, департаментом 01.07.2014 был проведен открытый конкурс N КО-002/14 по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, по лоту N 3 которого для управления спорным домом согласно протоколу N 8 от 01.07.2014 победителем признано ООО УК "ТРИАЛ".
Не согласившись с этими действиями департамента, ООО "УК "Агат" обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 9 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из содержания части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Пунктом 39 Правил N 75 предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Следовательно, основной целью проведения конкурса по выбору управляющей организации является соблюдение прав собственников жилых помещений на благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
В случае самостоятельного выбора способа управления собственниками помещений у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по проведению конкурса.
Исходя из смысла и содержания статьи 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8, частей 1, 2 статьи 16, части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", части 3 статьи 13 и части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что с момента подписания передаточного акта участник долевого строительства владеет и пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника.
В связи с этим волеизъявление правообладателей помещений в многоквартирном доме является приоритетным при выборе способа управления своим имуществом, поэтому необходимость проведения конкурса определяется отсутствием решения правообладателей помещений о выборе способа управления многоквартирным домом или не реализацией этого решения.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на основании решения от 29.01.2014 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Интернациональная, 140, между ООО "Управляющая компания Агат" и собственниками помещений заключен договор от 30.01.2014 управления данным домом.
После этого ООО "УК "Агат" приступило к исполнению функций исполнителя коммунальных услуг для собственников помещений в этом многоквартирном доме на основании договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В последующем решение от 29.01.2014 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в установленном действующим законодательством порядке не оспорено и не признано недействительным, что в кассационной жалобе не опровергается.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно применили в рассматриваемых правоотношениях нормы материального права и обоснованно удовлетворении требования заявителя. признании незаконным оспариваемого им решения.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.04.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-14024/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
...
Исходя из смысла и содержания статьи 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8, частей 1, 2 статьи 16, части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", части 3 статьи 13 и части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что с момента подписания передаточного акта участник долевого строительства владеет и пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2015 г. N Ф04-26149/15 по делу N А70-14024/2014