г. Тюмень |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А81-15/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Аникиной Н.А.
судей Дубининой Т.Н.
Кисляковой Т.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 14.04.2015 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 16.07.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-15/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" (629306, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 9, ОГРН 1028900624576, ИНН 8904034777) к Военному комиссариату Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, г. Салехард, ул. Зои Космодемьянской, д. 49, ОГРН 1028900512431, ИНН 8901003636), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании 10 299, 82 руб.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Военному комиссариату Ямало - Ненецкого автономного округа (далее - Военный комиссариат) и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) о взыскании 10 299, 82 руб. в счет компенсации расходов по выплате работнику среднего заработка за время его нахождения на медицинском обследовании.
Решением от 14.04.2015 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Канев И.Д.) исковые требования удовлетворены, с Военного комиссариата, а при недостаточности у него денежных средств - с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации в пользу общества в счет компенсации расходов по выплате среднего заработка взыскано 10 299, 82 руб. и 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением от 16.07.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Веревкин А.В., Глухих А.Н., Зиновьева Т.А.) решение суда от 14.04.2015 оставлено без изменения.
Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований к Минобороне России отказать в полном объеме. Считает, что судами необоснованно отклонены доводы о невозможности исполнения требований в связи с обращением истцом с заявленными требованиями после завершения операций по исполнению расходных обязательств текущего финансового года. Заявитель указывает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации; доказательств отсутствия у Военного комиссариата достаточных денежных средств не представлено, оснований для привлечения Минооброны России к субсидиарной ответственности не имелось.
В отзыве общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Считает, что Минобороны России правомерно привлечено в качестве субсидиарного ответчика, поскольку ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, выделенных их федерального бюджета, несет главный распорядитель.
Проверив законность обжалуемых судебных актов порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и постановления апелляционной инстанции.
Как установлено судами, в период с 25.12.2012 по 26.12.2012 работник общества Крамар Филипп Викторович (далее - Крамар Ф.В.) привлекался Военным комиссариатом к прохождению медицинского обследования на основании повесток серии ЯН 89 N 1130 и серии ЯН 89 N 1138.
Приказом N 73-л/с Крамар Ф.В. освобожден от работы с сохранением за ним места работы и среднего заработка на период прохождения обследования.
За указанный период Крамару Ф.В. начислен и выплачен средний заработок в размере 10 299, 82 руб.
Общество направило Военному комиссариату письмо N 17161 от 06.11.2013, в котором просило компенсировать понесенные истцом расходы, приложив подтверждающие документы.
Указывая на отказ Военного комиссариата в выплате компенсации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что расходы, понесенные организациями в связи с выплатой среднего заработка работнику за время нахождения на медицинском обследовании по направлению военных комиссариатов, компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда не установил.
Выводы судов соответствуют нормам закона, установленным судами обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) при призыве на военную службу граждан на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их решения о призыве на военную службу либо иного предусмотренного законом решения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ предусмотрено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2, пункту 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 (далее - Правила) компенсация расходов, связанных с выплатой среднего заработка по месту постоянной работы в случае прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности.
Суды, исследовав в совокупности представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе, повестки военного комиссариата, приказы работодателя, документы, подтверждающие выплату работнику среднего заработка за период прохождения медицинского обследования, установив доказанность произведенных обществом расходов, компенсация которых подлежит за счет средств федерального бюджета, пришли к обоснованному выводу о возникновении у Военного комиссариата обязательств по компенсации указанных расходов (статьи 1, 5, 6 Закона 53-ФЗ, пункты 2 - 5 Правил, статьи 9, 65 АПК РФ).
Доводы Минобороны России об отсутствии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, о невозможности исполнения требований в связи с завершением операций по исполнению расходных обязательств соответствующего финансового года, о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, мотивировано отклонены.
Установив, что военные комиссариаты отнесены к федеральным казенным учреждениям, являются территориальными органами Минобороны России и входят в состав военных округов, финансируются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Минобороны России; главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России, является Министр обороны Российской Федерации, суды обосновано привлекли Минобороны России в качестве субсидиарного ответчика как главного распорядителя денежных средств по требованиям о взыскании компенсаций, предусмотренных Законом N 53-ФЗ (подпункт "а" пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", статьи 125, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 4, 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, Положение о Минобороне России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, пункт 7 статьи 161, статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом судами учтено, что истечение соответствующего финансового года не прекращает обязательства Военного комиссариата по компенсации указанных расходов; установленная судом сумма компенсации подлежит взысканию с Минобороны России в случае недостаточности денежных средств у Военного комиссариата.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.04.2015 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 16.07.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-15/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Аникина |
Судьи |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что военные комиссариаты отнесены к федеральным казенным учреждениям, являются территориальными органами Минобороны России и входят в состав военных округов, финансируются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Минобороны России; главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России, является Министр обороны Российской Федерации, суды обосновано привлекли Минобороны России в качестве субсидиарного ответчика как главного распорядителя денежных средств по требованиям о взыскании компенсаций, предусмотренных Законом N 53-ФЗ (подпункт "а" пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", статьи 125, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 4, 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, Положение о Минобороне России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, пункт 7 статьи 161, статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом судами учтено, что истечение соответствующего финансового года не прекращает обязательства Военного комиссариата по компенсации указанных расходов; установленная судом сумма компенсации подлежит взысканию с Минобороны России в случае недостаточности денежных средств у Военного комиссариата."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 ноября 2015 г. N Ф04-25745/15 по делу N А81-15/2015