город Омск |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А81-15/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткачевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6362/2015) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.04.2015 по делу N А81-15/2015 (судья Канева И.Д.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" (ОГРН 1028900624576; ИНН 8904034777) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; ИНН 7704252261), Военному комиссариату Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1028900512431; ИНН 8901003636), о взыскании 10 299 руб. 82 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" (далее - ООО "Газпром Добыча Ямбург", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Военному комиссариату Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Военный комиссариат) и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) о взыскании 10 299 руб. 82 коп. в счет компенсации расходов по выплате работнику среднего заработка за время его нахождения на медицинском обследовании.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.04.2015 по делу N А81-15/2015 исковые требования удовлетворены. С Военного комиссариата, а при недостаточности у него денежных средств - с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Газпром Добыча Ямбург" в счет компенсации расходов по выплате среднего заработка взыскано 10 299 руб. 82 коп. и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Минобороны России в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении предъявленных истцом требований.
Доводы жалобы сводятся к взысканию судом первой инстанции в пользу истца денежных средств с ненадлежащих ответчиков, а также по окончании финансового года, в котором понесенные истцом расходы могли быть возмещены, ввиду чего неиспользованные остатки средств федерального бюджета возвращены ответчиками.
В письменном отзыве на жалобу истец просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, жалобу Минобороны России - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Минобороны России в суд поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 25.12.2012 по 26.12.2012 работник ООО "Газпром Добыча Ямбург" Крамар Филипп Викторович привлекался Военным комиссариатом к прохождению медицинского обследования на основании повесток серии ЯН 89 N 1130 и серии ЯН 89 N 1138 (том 1 л. 20-21).
Приказом работодателя N 73-л/с от 15.01.2013 Крамар Ф.В. освобожден от работы с сохранением за ним места работы и среднего заработка на период прохождения обследования (том 1 л. 22).
За указанный период Крамару Ф.В. с учетом страховых взносов начислен средний заработок в размере 10 299 руб. 82 коп. Сумма среднего заработка выплачена работнику в составе заработной платы за январь 2013 года, что подтверждается расчетным листом, реестром N 1-06-0113-01 от 11.02.2013 распределения заработной платы сотрудников УЭВП ООО "Газпром добыча Ямбург" за январь 2013 года и платежным поручением N 03595 от 13.02.2013 на зачисление денежных средств на банковские карты (том 1 л. 23-30).
Письмом N 17161 от 06.11.2013 ООО "Газпром Добыча Ямбург" обратилось к Военному комиссариату с требованием о компенсации понесенных истцом расходов, приложив к указанному письму копии подтверждающих документов (том 1 л. 14).
Поскольку письмом N 12/3126 от 29.11.2013 Военный комиссариат отказал в выплате компенсации, ООО "Газпром Добыча Ямбург" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворение судом первой инстанции исковых требований явилось поводом для обращения Минобороны России с жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции руководствуется следующими положениями законодательства.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации военная служба отнесена к обязанностям гражданина Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Минобороны России договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Минобороны России договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, также по направлениям внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Перечисленное отнесено к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв.
Статьей 1 Закона N 53-ФЗ предусмотрено, что исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.
Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 1 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
На основании пункта 1 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ медицинское освидетельствование проходят граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно части 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для реализации Закона N 53-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2004 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила N 704).
В абзаце 2 подпункта 5 пункта 2 Правил N 704 указано, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в частности, с прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Согласно пункту 3 Правил N 704 компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Поскольку факт прохождения Крамаром Ф.В. в исковой период медицинского обследования в соответствии с требованиями Закона N 53-ФЗ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиками не оспорен, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возникновении у ООО "Газпром Добыча Ямбург" права на компенсацию расходов по выплате заработной платы работнику.
В суд первой инстанции истцом представлены надлежащие доказательства, факта и периода прохождения Крамаром Ф.В. медицинского обследования по направлению Военного комиссариата. Также в деле имеются доказательства сохранения за работником ООО "Газпром Добыча Ямбург" в указанный период места работы и среднего заработка.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исковые требования предъявлены ООО "Газпром Добыча Ямбург" обоснованно.
Отклоняя довод жалобы о том, что Военный комиссариат и Минобороны России являются ненадлежащими ответчиками по предъявленному иску, суд апелляционной инстанции соглашается с оценкой, данной указанному доводу судом первой инстанции.
В соответствии с пунктами 4, 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1609 от 07.12.2012, военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России и входят в состав военных округов. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Минобороны России.
Положениями Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" военные комиссариаты отнесены к федеральным казенным учреждениям.
Частью 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16.08.2004, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Согласно подпункту 31 пункта 10 указанного Положения Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пункт 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ).
Согласно пункту 3 указанной статьи БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Учитывая смысл приведенных норм, суд апелляционной инстанции признает верным вывод суда первой инстанции о процессуальном статусе Военного комиссариата и Минобороны России как надлежащих ответчиков по предъявленным ООО "Газпром Добыча Ямбург" требованиям.
Также отклонению подлежит приведенный подателем жалобы довод о невозможности выплаты истцу компенсации ввиду окончания финансового года, в котором возникли основания для такой выплаты.
Как указано выше, финансирование мероприятий, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом, Правилами N 704 не установлена зависимость указанных выше выплат от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов, подлежащих возмещению.
БК РФ также не предусматривает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.
Поскольку доказательств выплаты указанной суммы истцу ответчиками не представлено, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального законодательства.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба Минобороны России оставлена без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.04.2015 по делу N А81-15/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
А. Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-15/2015
Истец: ООО "Газпром добыча Ямбург"
Ответчик: Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа, Министерство обороны Российской Федерации