г. Тюмень |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А70-3409/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 29 июля 2016 г. N 304-АД16-1585 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу арбитражного управляющего Фадеевой Олеси Александровны на решение от 08.05.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 07.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-3409/2015 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031, город Тюмень, улица Рационализаторов, 20, ИНН 7202131175, ОГРН 1047200990891) к арбитражному управляющему Фадеевой Олесе Александровне (ОГРНИП 308723213600100) о привлечении к административной ответственности.
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - Вишнякова Е.А. по доверенности от 19.12.2014.
Суд установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Фадеевой Олеси Александровны к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.05.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 07.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, арбитражный управляющий привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 25 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, арбитражный управляющий Фадеева О.А просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что арбитражным управляющим самостоятельно выявлены и исправлены технические ошибки, допущенные при включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сведений о проведении собрания кредиторов и завершении процедуры наблюдения; законодательством о банкротстве не предусмотрена обязанность по направлению сообщений о проведении собрания кредиторов в суд, по указанию в реестре требований кредиторов должника фамилии, имени, отчества руководителя кредитора - юридического лица; суд, рассматривающий дело о банкротстве, не запрашивал копии документов, подтверждающих сведения, указанные в отчете о ходе конкурсного производства.
Кроме того, судами неправомерно не применены положения статьи 2.9. КоАП РФ о малозначительности допущенного административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя административного органа, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, определением от 11.08.2014 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6340/2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" (далее - должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Фадеева О.А. Решением от 12.11.2014 Арбитражного суда Тюменской области должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Фадеева О.А.
На основании заявления лица, участвующего в деле о банкротстве, управлением 11.02.2015 вынесено определение N 17/72-15 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Фадеевой О.А. по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и проведении административного расследования.
Административным органом установлено, что арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства должника совершены следующие нарушения законодательства о банкротстве:
- в сведениях о проведении собрания кредиторов, включенных 27.01.2015 в ЕФРСБ, не полностью указана информация, предусмотренная пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) (об ИНН, страховом номере индивидуального лицевого счета арбитражного управляющего, государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации саморегулируемой организации, ее ИНН и адресе);
- уведомление о проведении 11.02.2015 собрания кредиторов в нарушение пункта 1 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Закона о банкротстве и пункта 49 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) не направлено в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника;
- в сведениях о завершении процедуры наблюдения, включенных в ЕФРСБ 18.11.2014, не полностью указана информация, предусмотренная пунктами 1, 6.1, 6.2 статьи 28 Закона о банкротстве (об ИНН, страховом номере индивидуального лицевого счета арбитражного управляющего, адресе для направления ему корреспонденции, об ОГРН должника, государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации соответствующей саморегулируемой организации, ее ИНН, адресе, а также о резолютивной части судебного акта по результатам наблюдения);
- к отчету конкурсного управляющего, направленному 13.02.2015 в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, в нарушение пунктов 4, 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов), не приложены документы, подтверждающие изложенные в нем сведения.
- в реестре требований кредиторов должника, представленном 13.02.2015, не полностью отражены сведения о кредиторах, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Закона о банкротстве, Общими правилами ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345 (далее - Общие правила ведения реестра) и Типовой формой реестра требований кредиторов, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 233 (далее - Типовая форма).
По результатам административного расследования управлением составлен протокол об административном правонарушении от 12.03.2015 N 00187215 и подано заявление в суд о привлечении арбитражного управляющего Фадеевой О.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил в действиях арбитражного управляющего состав вменяемого ей административного правонарушения, в связи с чем привлек ее к административной ответственности, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Выводы суда первой инстанции были поддержаны судом апелляционной инстанции.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке, установленном статьей 28 данного Закона.
Исходя из пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать, в том числе ИНН утвержденного арбитражного управляющего, страховой номер его индивидуального лицевого счета, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации соответствующей саморегулируемой организации, ее ИНН и адрес.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в сведениях о проведении собрания кредиторов, включенных арбитражным управляющим 27.01.2015 в ЕФРСБ, не была указана вышеназванная информация.
В силу пункта 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в ЕФРСБ в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет).
Судами установлено, что сведения о завершении процедуры наблюдения включены арбитражным управляющим в ЕФРСБ 18.11.2014, однако в нарушение пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве в них отсутствует ИНН, страховой номер его индивидуального лицевого счета, адрес для направления корреспонденции, ОГРН должника, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации соответствующей саморегулируемой организации, ее ИНН, адрес, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам наблюдения.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Подпунктом "а" пункта 4 Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56, предусмотрено, что при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенным в пункте 49 Постановления N 35, сообщение о проведении собрания кредиторов также направляется в суд, рассматривающий дело о банкротстве.
Конкурсным управляющим не представлены доказательства направления в суд, рассматривающий дело о банкротстве, уведомления о проведении 11.02.2015 собрания кредиторов должника.
В силу пунктов 4, 11 Общих правил подготовки отчетов отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде. К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Вместе с тем судами установлено, что к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе проведения процедуры конкурсного производства должника, направленному 13.02.2015 в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, не были приложены документы (копии документов), подтверждающие изложенные в отчете сведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16, пунктом 129 Закона о банкротстве, Общими правилами ведения реестра на конкурсного управляющего возложена обязанность по ведению реестра требований кредиторов.
Частью 2 Типовой формы в таблице N 11 (по форме таблицы N 7) реестра требований кредиторов предусмотрена графа 8 "Ф.И.О. руководителя (уполномоченного представителя) кредитора - юридического лица".
Материалами дела подтверждается, что в графе 8 таблицы N 11 части 2 раздела 3 реестра требований кредиторов должника, представленного арбитражным управляющим в суд 13.02.2015, не указаны соответствующие сведения о руководителе кредитора - юридического лица.
Поскольку арбитражным управляющим не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее выполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 12.03.2015 вынесен управлением с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено арбитражному управляющему в пределах санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Судами не выявлено оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о правомерном привлечении арбитражного управляющего Фадеевой О.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Возражения арбитражного управляющего, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии у нее обязанности по направлению сообщения о проведении собрания кредиторов арбитражному суду, о необходимости указания в реестре требований кредиторов сведений о руководителе кредитора (юридического лица) правомерно не приняты судами, поскольку основаны на ошибочном толковании законодательства о банкротстве.
Доводы Фадеевой О.А. о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежат отклонению.
В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Иное толкование арбитражным управляющим положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.05.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 07.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3409/2015 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку арбитражным управляющим не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее выполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 12.03.2015 вынесен управлением с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
...
Административное наказание назначено арбитражному управляющему в пределах санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Судами не выявлено оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о правомерном привлечении арбитражного управляющего Фадеевой О.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
...
Доводы Фадеевой О.А. о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежат отклонению."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2015 г. N Ф04-26557/15 по делу N А70-3409/2015