г. Тюмень |
|
2 декабря 2015 г. |
Дело N А75-13688/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 6 апреля 2016 г. N 304-АД16-1903 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Региональной электрической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 26.05.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 13.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А75-13688/2014 по заявлению муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск (628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, д. 21) к Региональной электрической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (625001, г. Тюмень, ул. 8 Марта, д. 1) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняла участие представитель Региональной электрической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа Невзорова Н.А. (доверенность от 12.01.2015 N 2/Д -2015).
Суд установил:
Муниципальное предприятие "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2014 N 9-АП о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 146 935 руб.
Решением от 26.05.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 13.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявление предприятия удовлетворено.
В кассационной жалобе комиссия, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению административного органа, сведения технического паспорта подтверждают оборудование общежития электроплитами и являются достаточным основанием для применения понижающего коэффициента к единому тарифу для населения без разделения объемов энергии, потребленной внутри квартир и в местах общего пользования.
Кроме того, комиссия полагает, что суд апелляционной инстанции не проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не исследовал документы, позволяющие определить оборудование помещений электроплитами.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной Службой жилищного и строительного контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проверкой коллективного обращениям жителей общежития (Вахта 80), расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Строителей, 12а, принадлежащего закрытому акционерному обществу "Назымская нефтегазоразведочная экспедиция" (далее - Назымская НГРЭ), установлено, что здание данного общежития изначально построено для размещения вахтового персонала, внутренняя планировка помещений коридорного типа с общим санитарными узлами и душевой.
Общежитие подключено к общегородским центральным сетям холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения. Исполнителем коммунальных услуг по предоставлению холодного водоснабжения, отопления, электроэнергии является Назымская НГРЭ.
Здание не газифицировано, к системе централизованного горячего водоснабжения не подключено. Для приготовления горячей воды используются индивидуальные электрические бойлеры, для приготовления пищи в жилых помещениях - электрические плиты.
Начисление платы за электрическую энергию в период с октября 2011 года по сентябрь 2014 года проводилось жильцам общежития Назымской НГРЭ по установленным нормативам, а в комнатах, оборудованных индивидуальными приборами учета - по показаниям приборов без применения понижающего тарифного коэффициента.
По результатам проверки составлен акт от 16.10.2014 N ХМ-247 и принято решение о направлении в комиссию копий материалов проверки для рассмотрения вопроса о правомерности неприменения исполнителем коммунальной услуги по электроэнергии понижающего тарифного коэффициента при расчете абонентской платы потребителям, проживающим в проверенном общежитии.
На основании представленных документов комиссией проведена проверка, составлен акт от 14.11.2014 N 28/АП-4, в котором сделан вывод о необоснованном неприменении предприятием тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, с применением понижающего коэффициента 0,7.
В связи с этим действия предприятия квалифицированы как завышение регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги; составлен протокол от 02.12.2014 N 5, на основании которого вынесено оспариваемое заявителем постановление от 11.12.2014 N 9-АП/14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 146 935 руб.
Частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Удовлетворяя требование заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого им постановления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", действовавшему до 05.08.2013, для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства от 29.12.2011 N 1178, предусмотрено, что в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах.
Стационарные плиты могут быть установлены в жилых помещениях изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений.
Согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 (далее - Инструкция от 24.11.1992) разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе, в домах министерств и ведомств Российской Федерации, при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт - Петербургу, автономным областям и автономным округам.
В соответствии с пунктом 4.2.1 Инструкции от 24.11.1992 разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
Из содержания пункта 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей), следует, что до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, в соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда), может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. Переоборудование допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что здание спорного общежития изначально было построено в качестве временного жилья для размещения вахтового персонала.
Из содержания технического паспорта, составленного в 2009 году, следует, что помещения для проживания представляют изолированные комнаты, в каждой из которых отсутствуют специально оборудованное помещение для кухни; оборудована одна кухня на этаже; имеется рукописная запись, внесенная 13.07.2010, о наличии электроплит (без указания количества и мест установок).
Поскольку при проведении проверки административным органом не исследовались вопросы об установке электрических плит при постройке общежития, о последующем переоборудовании жилых помещений с соблюдением требований пункта 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и пункта 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, обе судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что технический паспорт здания нельзя признать безусловным доказательством, подтверждающим как факт наличия стационарных плит во всех жилых помещениях, так и оборудование плитами помещений с соблюдением установленных требований.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно применили в рассматриваемых правоотношениях нормы материального права и обоснованно удовлетворении требование заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого им постановления.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.05.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 13.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-13688/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.2.1 Инструкции от 24.11.1992 разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
Из содержания пункта 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей), следует, что до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, в соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда), может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. Переоборудование допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 декабря 2015 г. N Ф04-26809/15 по делу N А75-13688/2014