г. Тюмень |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А46-4052/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г рассмотрел кассационную жалобу Министерства финансов Омской области на решение от 30.07.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Луговик С.В.) и постановление от 01.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Грязникова А.С., Кудрина Е.Н.) по делу N А46-4052/2015 по иску администрации города Омска (644099, Омская обл., г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) к Министерству финансов Омской области (644043, Омская обл., г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5, ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414) о взыскании 2 364 352 руб.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители:
от Министерства финансов Омской области - Захарова О.В. по доверенности 21.08.2015;
от Министерства финансов Российской Федерации - Бабаев И.Н. по доверенности от 15.01.2013;
от Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области - Матвеева К.И по доверенности от 23.11.2015.
Суд установил:
администрация города Омска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству финансов Омской области (далее - Минфин Омской области, ответчик) о взыскании 2 364 352 руб. убытков, возникших в связи с приобретением жилого помещения семье инвалида.
Определением суда от 18.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Решением от 30.07.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Минфин Омской области просит обозначенные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает, что Минфин Омской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, отмечая, что главным распорядителем бюджетных средств в указанной сфере выступает Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Обращает внимание, что средства федерального бюджета в виде субвенций на осуществление переданного полномочия Российской Федерации не являются собственными доходами областного бюджета, не поступают в казну Омской области, а перечисляются из федерального бюджета сразу на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Кассатор также считает неправомерным примененный судом расчет убытков.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области представило письменный отзыв, в котором выразило возражения по доводам жалобы в части привлечения его в качестве ответчика и мнение о незаконности вынесенных судебных актов.
Представители Министерства финансов Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании поддержали соответствующие доводы. Представитель Министерства финансов Российской Федерации выразил возражения по указанным доводам и мнение о законности судебных актов.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от 31.10.2014 по делу N 2-5710/2014 администрация обязана предоставить во внеочередном порядке Исабековой Майре Булатовне на состав семьи с сыном Исабековым Кунтасом Темерболатовичем, являющимся инвалидом с детства, жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, расположенное в черте населенного пункта г. Омск, с учетом права Исабекова Кунтаса Темерболатовича на дополнительную жилую площадь. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья Исабековой Майры Булатовны состоит с 31.12.2004.
Указывая на то, что расходы, возникшие в связи с приобретением жилого помещения за счет средств муниципального образования города Омска, подлежат взысканию с Омской области в лице Минфина Омской области, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебные инстанции, руководствуясь статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), ссылаясь на положения статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, 132 Конституции РФ, статей 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о том, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
При этом суд исходил из того, что Исабекова М.Б. состоит на учете с 31.12.2004, то есть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилой площади до 01.01.2005.
В связи с этим подлежит применению установленный статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации порядок обеспечения жилыми помещениями, согласно которому полномочия по реализации мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005, переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, в том числе Омской области.
Ссылаясь на данные таблицы 24 приложения 34 к Федеральному закону от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 года", таблицы 30 приложения 35 к Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 года", суды указали на исполнение Российской Федерацией обязательства по предоставлению Омской области межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом имеются соответствующие суммы финансирования. Доказательств их недостаточности или непоступления в бюджет субъекта Федерации при рассмотрении спора не представлено, соответствующих доводов кассатором не приведено.
На основании пункта 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В связи с необходимостью исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 31.10.2014 по делу N 2-5710/2014 по предоставлению жилого помещения расходы администрации согласно расчету составили 2 364 352 руб.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив и признав обоснованным размер убытков, суды правомерно удовлетворили требование администрации, взыскав сумму убытков за счет средств казны Омской области.
Доводы кассатора судом апелляционной инстанции отклонены как не соответствующие действительности и не основанные на нормах действующего законодательства. Ошибочность данного вывода из материалов дела не усматривается.
В целом доводы о наличии ненадлежащего ответчика и невозможности исполнения судебного акта по причине существующего механизма поступления средств федерального бюджета являются надуманными и не свидетельствуют об ошибочности выводов судов.
Привлечение к участию в деле в качестве ответчика соответствующего финансового органа публично-правового образования (Омской области в лице указанного министерства) соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и не исключает возможного исполнения судебного акта.
Существующая судебная практика, на которую ссылается кассатор, не может быть принята во внимание при наличии определенных обстоятельств финансирования в 2014 и 2015 годах расходов по предоставлению жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
В части непредставления доказательств незаконности действий ответчика доводы кассатора также следует отклонить, поскольку доказательств принятия публично-правовым образованием (в том числе его органами) соответствующих мер по исполнению возложенной обязанности (приобретению жилья семье с ребенком-инвалидом) в материалах дела нет. Более того, о противоправном бездействии свидетельствует решение суда общей юрисдикции, в связи с необходимостью исполнения которого истец обратился с указанным требованием.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов по делу (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.07.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 01.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4052/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на данные таблицы 24 приложения 34 к Федеральному закону от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 года", таблицы 30 приложения 35 к Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 года", суды указали на исполнение Российской Федерацией обязательства по предоставлению Омской области межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом имеются соответствующие суммы финансирования. Доказательств их недостаточности или непоступления в бюджет субъекта Федерации при рассмотрении спора не представлено, соответствующих доводов кассатором не приведено.
На основании пункта 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
...
Привлечение к участию в деле в качестве ответчика соответствующего финансового органа публично-правового образования (Омской области в лице указанного министерства) соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и не исключает возможного исполнения судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф04-27050/15 по делу N А46-4052/2015