г. Тюмень |
|
23 декабря 2015 г. |
Дело N А70-4637/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 20 апреля 2016 г. N 304-АД15-14759 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области главного управления строительства Тюменской области на решение от 08.06.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 18.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-4637/2015 по заявлению Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области главного управления строительства Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Некрасова, 11, ИНН 7202137988, ОГРН 1057200732907) к обществу с ограниченной ответственностью "ИРИАН" (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Шиллера, 22/2А, ИНН 7204108421, ОГРН 1077203017143) о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители от:
Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области главного управления строительства Тюменской области - Лушин Е.А. по доверенности от 10.11.2015;
общества с ограниченной ответственностью "ИРИАН" - Шандурский Д.И. по доверенности от 12.01.2015.
Суд установил:
Управление инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области главного управления строительства по Тюменской области (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ИРИАН" (далее - общество, ООО "ИРИАН") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.06.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного управлением требования отказано ввиду малозначительности допущенного административного правонарушения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение судами норм права, просит принятые по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о малозначительности совершенного обществом правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ИРИАН" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, считая их законными, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве, пояснениях участвующих в деле представителей сторон, правильность применения судами норм права, пришел к выводу об оставлении без изменения обжалуемых судебных актов по делу.
Из материалов дела следует, что 27.03.2015 должностным лицом административного органа произведен осмотр объекта капитального строительства: "Торгово-развлекательный центр по адресу: город Тюмень, улица Тобольский тракт", расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Тобольский тракт (земельный участок с кадастровым номером 72:23:0106003:4402) (далее - объект), в ходе которого установлено, что ООО "ИРИАН" без разрешения на строительство осуществляет строительство объекта капитального строительства.
Указанное обстоятельство явилось основанием для составления протокола от 31.03.2015 об административном правонарушении и обращения административного органа с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, при этом сочли возможным освободить его от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного им правонарушения.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток (часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
Из перечисленных выше норм законодательства следует, что застройщик до начала строительства объекта капитального строительства должен получить разрешение компетентного органа на строительство.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что ООО "ИРИАН" является застройщиком объекта. Работы по его строительству фактически проводились без получения соответствующего разрешения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств дела и совершения административного правонарушения, руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, правовой позицией, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О и от 5.11.2003 N 349-О, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пунктах 17, 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), суды квалифицировали совершенное ООО "ИРИАН" правонарушение в качестве малозначительного, поэтому отказали управлению в удовлетворении заявленного требования.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления N 10 оценка выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.06.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4637/2015 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из оценки конкретных обстоятельств дела и совершения административного правонарушения, руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, правовой позицией, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О и от 5.11.2003 N 349-О, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пунктах 17, 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), суды квалифицировали совершенное ООО "ИРИАН" правонарушение в качестве малозначительного, поэтому отказали управлению в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 декабря 2015 г. N Ф04-27972/15 по делу N А70-4637/2015