г. Тюмень |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А67-404/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФМинистерства финансов Российской Федерации на решение от 13.05.2015 Арбитражного суда Томской области (судья Фертиков М.А.) и постановление от 08.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шатохина Е.Г., Жданова Л.И., Логачев К.Д.) по делу N А67-404/2015 по иску муниципального образования "Город Томск" в лице администрации города Томска (634050, Томская область, г. Томск, пр-кт Ленина, д. 73, ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), Томской области в лице Департамента финансов Томской области (634009, г. Томск, пр-кт Ленина, 111, ОГРН 1037000100719, ИНН 7000000885) о взыскании 1 135 600 рублей.
Суд установил:
муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации города Томска (далее - администрация) обратилось в арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Томской области (далее - Министерство финансов РФ) о взыскании за счет средств казны 1 135 600 руб.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен субъект Российской Федерации - Томская область в лице Департамента финансов Томской области (далее - департамент).
Решением от 13.05.2015 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 08.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования к Российской Федерации удовлетворены. В удовлетворении требований к субъекту Российской Федерации - Томской области отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения от 18.12.2012 Советского районного суда г. Томска по делу N 2-3362/2012 администрацией по муниципальному контракту от 04.12.2013 N 27 приобретена квартира по цене 1 135 600 руб., что подтверждается платежным поручением от 27.12.2013 N 458853. Указанная квартира предоставлена Мясоедову А.М. по договору социального найма от 27.12.2013 N 75.
Администрация, ссылаясь на то, что расходы в размере рыночной стоимости предоставленного жилого помещения являются для администрации убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования администрации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для отнесения предъявленных администрацией ко взысканию убытков к расходным обязательствам Российской Федерации.
При этом суд указал, что ответчиком не представлено доказательств выделения истцу в спорный период денежных средств для реализации указанных мер социальной поддержки.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, указав, что отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ), не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В преамбуле Закона N 181-ФЗ определено, что предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации ((далее - БК РФ), пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, необоснованным является вывод судов о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета.
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 БК РФ, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Руководствуясь положениями статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), арбитражные суды сочли, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Вместе с тем, суды не определили природу спорных правоотношений, возможность применения к этим правоотношениям порядка возмещения убытков.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, как принятые с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Поскольку для разрешения спора и принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, установление обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872 по делу N А60-23078/2014, исследовать доводы сторон и представленные ими доказательства во взаимосвязи и совокупности с соблюдением положений главы 7 АПК РФ, установить характер правоотношений сторон и применить подлежащие применению нормы права, решить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.05.2015 Арбитражного суда Томской области и постановление от 08.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-404/2015 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации ((далее - БК РФ), пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
...
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 БК РФ, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2015 г. N Ф04-28287/15 по делу N А67-404/2015
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-28287/15
19.09.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5246/15
08.07.2016 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-404/15
28.12.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-28287/15
08.07.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5246/15
13.05.2015 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-404/15