г. Тюмень |
|
22 января 2016 г. |
Дело N А27-7845/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Пелевиной О.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение от 17.06.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гуль Т.И.) и постановление от 07.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Скачкова О.А.) по делу N А27-7845/2013 по заявлению акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (644037, Омская область, город Омск, улица, Партизанская, дом 10, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, город Москва, переулок Орликов, 10, 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, город Омск, улица Орджоникидзе, 56, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) об установлении вида разрешенного использования земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление по земельным ресурсам Омской области, Администрация города Омска.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда области Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители: от акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Видякин В.В. по доверенности от 07.12.2015; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина А.Д. по доверенности от 30.12.2015; от Администрация города Омска - Окишев К.В. по доверенности от 21.10.2015.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (в настоящее время акционерное общество, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости) о признании незаконными решений от 05.11.2009 N 36/09-18913 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений", от 05.08.2009 N 36/09-13307 "О приостановлении осуществления кадастрового учета" и об обязании Управления Роснедвижимости внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:0072, исходное разрешенное использование которого: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно трехэтажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе", с 05.08.2009.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Управления Роснедвижимости его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра).
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области, переименованное в федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области.
До принятия решения общество в порядке статьи 49 АПК РФ отказалось от требования о признании незаконным решения Управления Роснедвижимости от 05.08.2009 N 36/09-13307 "О приостановлении осуществления кадастрового учета".
Решением от 28.09.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу в части требования общества о признании незаконным решения от 05.08.2009 N 36/09-13307 "О приостановлении осуществления кадастрового учета" прекращено в связи с отказом от иска; в удовлетворении остальной части требований общества отказано.
Постановлением от 14.03.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа названные судебные акты отменены, в том числе в связи с тем, что требования об изменении разрешенного вида использования земельного подлежат рассмотрению в исковом порядке, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
При новом рассмотрении дела бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области заменено федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение).
Общество уточнило заявленные требования, попросив признать незаконными:
- совершенные 27.12.2007 действия Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:0072, местоположение установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 11 047 147,44 руб.;
- совершенные 27.12.2010 действия Управления Росреестра и учреждения по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:0072, местоположение установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 9 524 139 руб.;
обязать учреждение:
- с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:0072, местоположение установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 9 524 139 руб.;
- с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:0072, местоположение установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 11 047 147,44 руб.;
- с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:0072, местоположение установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 690 809,58 руб. 58 коп.
Решением от 10.10.2012 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, уточненные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.05.2013 решение отменено, дело в порядке пункта 4 части 1 статьи 287 АПК РФ направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Решением от 17.06.2015 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 07.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда в части взыскания с общества в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 4 000 руб. отменено.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении требования общества, принять в указанной части новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает следующие доводы: выводы судов о недоказанности включения административного здания и гаража в единый технологический комплекс ТЭЦ-3, о намерении заявителя изменить вид разрешенного использования, не соответствует обстоятельствам дела; судами неверно истолкованы применяемые Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила N 201); перечень видов разрешенного использования, закрепленных в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), остается актуальным для рассмотрения данного дела независимо от утраты силы приказа от 29.06.2007 N П/0152.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ лицами, участвующими в деле, не представлен.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:72, из категории земель: земли населенных пунктов, с местоположением относительно трехэтажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 13.12.2007 N 595855).
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 29.07.2004 N 36/04-8716 разрешенным видом (назначением) земельного участка являлся вид: "для производственных целей".
В связи с несоответствием указанного вида разрешенного использования вышеупомянутого земельного участка фактическому, истец 16.07.2009 обратился с заявлением в Управление Роснедвижимости об изменении вида разрешенного использования.
Решением от 05.08.2009 N 36/09-13307 территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости осуществление кадастрового учета изменений было приостановлено по причине непредставления документов, подтверждающих изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка.
Обществу было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, общество не устранило в установленный срок, то территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости принял решение от 05.11.2009 N 36/09-18913 об отказе в осуществлении изменений кадастрового учета.
Полагая, что решение Управления Роснедвижимости об отказе по внесению в государственный кадастр недвижимости изменений вида разрешенного использования спорного земельного участка является незаконным и нарушающим права общества, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями (с учетом уточнений).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обществом наличия оснований для установления в отношении спорного земельного участка вида разрешенного использования "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" и, как следствие, установления заявленной обществом кадастровой стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, вместе с тем отменил решение суда в части взыскания государственной пошлины в размере 4 000 руб. в доход федерального бюджета.
В соответствии с требованиями статьи 286 АПК РФ кассационная жалоба рассматривается в рамках, заявленных в ней доводов и возражений относительно жалобы.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
В силу требований статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу частей 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).
Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Согласно Методическим указаниям, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
На территории Омской области действуют N 201.
По результатам исследования имеющихся в деле доказательств суды пришли к выводу, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне П1 - зоне производственно-коммунальных объектов I - II классов опасности.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне производственно-коммунальных объектов I - II классов опасности приведены в таблице N 1 (статья 42 Правил N 201) и статье 43 Правил N 201.
Вместе с тем для территориальной зоны П1 такой вид разрешенного использования, как "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" Правилами N 201 не установлен.
Судами установлено, что согласно кадастровому паспорту от 11.02.2015 N 55/201/15-56900 разрешенное использование спорного земельного участка "для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Право собственности общества, как на земельный участок, так и на здание гаража зарегистрировано на основании передаточного акта от 12.07.2007 открытого акционерного общества "Омская электрогенерирующая компания", реорганизуемого в форме присоединения к обществу.
Между тем, как верно указано судами, сведений об иных документах, подтверждающих как основания строительства здания гаража на спорном земельном участке, так и его назначение, свидетельства о государственной регистрации права не содержат.
В подтверждение фактического использования спорного земельного участка, соответствующего виду разрешенного использования "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов", заявителем представлены: свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.07.2008 серия 55 АВ N 712998, акт проверки от 23.12.2013 и заключение кадастрового инженера.
Однако, указанные доказательства подтверждают только наличие здания гаража на спорном земельном участке, а не его назначение, связанное с обслуживанием какой-либо электростанции. Более того, в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 10.07.2008 серия 55 АВ N 712998, общество не учло, что в перечне зданий и сооружений ТЭЦ-3 отсутствует такой объект - гараж - одноэтажное строение.
При таких обстоятельствах суды правомерно сочли, что общество документально не подтвердило факт того, что здание гаража включено в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-3 (статья 65 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 85 ЗК РФ, приняв во внимание правовую позицию, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, суды правильно указали, что требования истца фактически направлены на изменение вида разрешенного использования земельного участка, установленного Правилами N 201.
Суд апелляционной инстанции также обоснованно отметил, что требуемая заявителем формулировка вида разрешенного использования земельного участка взята из Типового перечня групп видов разрешенного использования, указанного в Технических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Однако Технические рекомендации утратили силу 03.07.2012. Причем согласно разъяснениям Минэкономразвития Российской Федерации этот перечень установлен в целях проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов и определения кадастровой стоимости земельных участков определенной совокупности разрешенных использований и не предопределяет наименование и содержание видов разрешенного использования земельных участков (письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 17.11.2011 N Д23-4777).
Суды, принимая во внимание, что заявленный вид разрешенного использования истцом не конкретизирован, не подтвержден соответствующими доказательствами, не предусмотрен для территориальной зоны П1 ни как основной, ни как условный, ни как вспомогательный, а также не представлены доказательства невозможности использования земельного участка по указанному в ГКН назначению, правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Таким образом, судебные акты в обжалуемой части приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.06.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-7845/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).
...
Согласно Методическим указаниям, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
...
Суд апелляционной инстанции также обоснованно отметил, что требуемая заявителем формулировка вида разрешенного использования земельного участка взята из Типового перечня групп видов разрешенного использования, указанного в Технических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 января 2016 г. N Ф04-28998/15 по делу N А27-7845/2013