г. Тюмень |
|
13 мая 2016 г. |
Дело N А03-18127/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главалтайстрой" на решение от 18.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Русских Е.В.) и постановление от 09.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Колупаева Л.А.) по делу N А03-18127/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главалтайстрой" (656037, Алтайский край, г.Барнаул, проспект Космонавтов, дом, 2, ОГРН 1152224000763, ИНН 2224171655) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Барнаула (656002, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Профинтерна, 48"А", ОГРН 1042202195122, ИНН 2224091400) о признании недействительным решения.
Путем использования видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Фролов О.В.) в заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Барнаула - Кривцов С.И. по доверенности от 12.02.2016.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Главалтайстрой" (далее - ООО "Главалтайстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 17.07.2015 N 160 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 18.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 09.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и сложившейся судебной практике, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы Общества несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной Обществом 13.02.2015, по результатам которой принято решение от 17.07.2015 N 160 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Обществу предложено уплатить земельный налог в размере 35 948 руб., соответствующие суммы пени 1 692, 89 руб.
Решением от 01.09.2015 Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю решение Инспекции утверждено без изменения.
Основанием для доначисления Обществу земельного налога послужило то обстоятельство, что в 2014 году ООО "Главалтайстрой" (до реорганизации - ЗАО "Главалтайстрой"), по мнению налогового органа, являлось собственником земельного участка площадью 835 кв. м, расположенного по адресу: г.Барнаул, ул. Беляева, 21, кадастровый номер 22:63:020335:1019 (свидетельство о государственной регистрации права 22 АГ 727684 от 10.12.2012), и земельного участка площадью 991 кв. м, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Чудненко, 98, площадью 991 кв. м, кадастровый номер 22:63:020335:0016 (свидетельство о государственной регистрации права 22 АВ 890054 от 11.08.2011).
В представленной 13.02.2015 налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год в отношении указанных земельных участков сумма налогового обязательства отсутствует.
Общество, считая, что в 2014 году оно не являлось плательщиком земельного налога в связи с продажей им квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном на спорных земельных участках, и регистрацией перехода к покупателям права собственности на проданные квартиры в 2013 году, оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 388, 389, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 44, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дела, связанных с взиманием земельного налога", во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, на основе которых установили, что Общество являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:020335:1019 и 22:63:020335:0016, право собственности на которые прекращено только 19.02.2015, пришли к выводу о том, что Общество до момента прекращения зарегистрированного права на землю являлось плательщиком земельного налога, поэтому обязано было исчислять и уплачивать данный налог.
При этом суды, отклоняя доводы Общества о том, что оно не является плательщиком земельного налога в отношении спорных земельных участков в связи с введением в эксплуатацию в декабре 2012 года расположенного на них многоквартирного жилого дома, последующей продажей квартир и регистрацией в 2013 году перехода права собственности к покупателям этих квартир, исходили из следующего:
- реализация недвижимости, расположенной на земельном участке, не освобождает продавца от уплаты земельного налога, если он указан в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав, ЕГРП) в качестве обладателя права на эту землю;
- переход права собственности на недвижимое имущество к новым собственникам не влечет автоматического возникновения у них права собственности на земельный участок, занимаемый в целом многоквартирным домом;
- Общество не было лишено права заявить отказ от спорных земельных участков (которое оно реализовало 13.02.2015);
- поскольку в 2013-2014 годах в ЕГРП на недвижимое имущество сведения об уменьшении доли, о прекращении доли Общества в праве на земельные участки отсутствовали, оснований для неисчисления земельного налога в полном объеме у налогоплательщика не имелось.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и следующим нормам права.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии пунктом 2 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (пункт 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
На основании пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (часть 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения и следует судьбе права собственности на это помещение (пункты 1 и 2 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (в том числе на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом).
Исходя из названных положений с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.01.2012 N 11642/11, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме поступает в качестве общего имущества в долевую собственность домовладельцев (аналогичный вывод содержится и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 305-ЭС-15-16772). Размер доли в общем имуществе определяется пропорционально размеру помещений, принадлежащих каждому конкретному лицу в многоквартирном жилом доме. Любой из сособственников земельного участка или лицо, на которого право собственности зарегистрировано в ЕГРП до передачи участка в долевую собственность, вправе обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением о государственной регистрации прекращения существовавшего ранее права собственности.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Право общей долевой собственности на земельный участок возникает у собственников квартир вне зависимости от того, на государственной, муниципальной или частной земле осуществлялось строительство многоквартирного жилого дома. Возникновение права общей долевой собственности влечет прекращение прав прежнего собственника на земельный участок.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по земельным участкам, сформированным до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в доме в силу закона с 01.03.2005. По земельным участкам, сформированным после введения в действие названного Кодекса, право общей долевой собственности на них у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Возникновение указанного права общей долевой собственности в силу закона означает, что каких-либо актов органов власти, подтверждающих данное право, не требуется, это право считается возникшим вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.
Схожая позиция изложена и в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", в соответствии с которым право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.
Аналогичный порядок перехода права собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме предусмотрен статьей 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В частности, в пункте 5 статьи 16 названного Федерального закона указано, что у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства. Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
При таком правовом регулировании право собственности на общее имущество, включая земельный участок, у собственников помещений многоквартирного жилого дома возникает одновременно с государственной регистрацией первым из них права собственности на помещение.
Подтверждением возникновения права собственности на общее имущество является запись в ЕГРП о наличии права собственности на помещение в многоквартирном жилом доме. Следовательно, факт возникновения права собственности на общее имущество, включая земельный участок, не зависит от реализации бывшим собственником земельного участка своего права на регистрацию прекращения права собственности. Обязанность по регистрации прекращения права собственности в отношении имущества, поступившего в общую собственность, бывшим собственником из норм действующего законодательства не следует, в связи с чем обязанность по уплате земельного налога в отношении всего земельного участка у организации, осуществляющей жилищное строительство, прекращается с момента государственной регистрации права собственности первого из участников долевого строительства на помещение, расположенное в построенном объекте долевого строительства. После перехода земельного участка в общую собственность обязанность по уплате налога возникает у всех его собственников, пропорционально их доле в общем имуществе.
Каких-либо данных, свидетельствующих о наличии у Общества права собственности на квартиры в вышеуказанном многоквартирном доме и, как следствие, о наличии обязанности уплачивать земельный налог, Инспекцией в ходе проверки не установлено. Напротив, в оспариваемом решении налогового органа (л.д.12 т.1) не опровергнут изложенный в возражениях на акт налоговой проверки довод Общества об отсутствии у него в проверяемый период права собственности на помещения в многоквартирном доме; данное обстоятельство указывалось и в заявлении при обращении в арбитражный суд (л.д. 5-6 т.1).
Исходя из изложенного, учитывая, что право общей собственности на спорные земельные участки возникло у собственников помещений многоквартирного жилого дома в силу закона с момента государственной регистрации права собственности первого из них, то есть фактический переход земельных участков в общую долевую собственность состоялся с момента внесения в ЕГРП записей о праве собственности покупателей на помещения в указанном многоквартирном доме, а также отсутствии доказательств наличия у Общества права собственности на помещения в этом доме (данное обстоятельство не опровергнуто и в отзыве на кассационную жалобу), вывод судов о том, что Общество в 2014 году являлось плательщиком земельного налога является неверным.
Неправильное применение вышеуказанных норм права привело к принятию неправильных решения и постановления, поэтому судебные акты в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, но неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция исходя из пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять решение об удовлетворении заявления Общества о признании недействительными решения от 17.07.2015 N 160 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением кассационной жалобы с Инспекции в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче заявления в размере 3 000 рублей, по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей и по кассационной жалобе в размере 1 500 рублей.
Исполнительный лист в силу части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается судом первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18127/2015 отменить. Принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула от 17.07.2015 N 160 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главалтайстрой" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Схожая позиция изложена и в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", в соответствии с которым право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.
Аналогичный порядок перехода права собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме предусмотрен статьей 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В частности, в пункте 5 статьи 16 названного Федерального закона указано, что у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства. Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 мая 2016 г. N Ф04-1824/16 по делу N А03-18127/2015
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2016 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-18127/15
13.05.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1824/16
09.03.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-860/16
18.12.2015 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-18127/15