город Тюмень |
|
4 августа 2016 г. |
Дело N А46-7761/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2016 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 марта 2017 г. N 304-ЭС16-15218 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.,
судей Доронина С.А.,
Лошкомоевой В.А.
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновым В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта на определение Арбитражного суда Омской области от 04.02.2016 (судья Климшина Н.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 (судьи Смольникова М.В., Рожков Д.Г., Семёнова Т.П.) по делу N А46-7761/2015 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Омсктранспроект" (644080, город Омск, проспект Мира, 5, корпус 5, ИНН 5501111920, ОГРН 1085500001674) по заявлению Федеральной налоговой службы (127381, город Москва, улица Неглинная, 23, ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513) о включении требования в размере 20 818 321 руб. 59 коп. в реестр требований кредиторов должника.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Савинов А.В.) и Арбитражного суда Московской области (судья Лёвкина О.В.) в судебном заседании приняли участие представители: Федеральной налоговой службы Калаева Ю.В. по доверенности от 18.07.2016 N 01-17/09363; Федерального агентства железнодорожного транспорта Веретенникова Н.В. по доверенности от 13.01.2016 N 06/16/УУП и Кахановский П.А. по доверенности от 18.04.2016 N 22/16/УУП.
Суд установил:
определением Арбитражного суда Омской области от 16.11.2015 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Омсктранспроект" (далее по тексту - общество "Омсктранспроект", должник) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим должником утверждён Косыгин А.С.
В порядке статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве) Федеральная налоговая служба (далее по тексту - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 20 818 321 руб. 59 коп., из которых 10 621 591 руб. 99 коп. - основной долг (непогашенный аванс по государственному контракту от 05.10.2009 N 532д), 10 196 729 руб. 60 коп. - пени за нарушение срока сдачи работ по государственному контракту от 05.10.2009 N 532д.
Определением Арбитражного суда Омской области от 30.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета заявленного спора, привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее по тексту - Росжелдор).
Определением Арбитражного суда Омской области от 04.02.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016, в удовлетворении заявления ФНС России отказано.
Росжелдор обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 04.02.2016 и постановление от 11.05.2016, разрешить вопрос по существу - признать обоснованными требования ФНС России в размере 20 818 321 руб. 59 коп. и включить их в третью очередь реестра требований кредиторов общества "Омсктранспроект".
В обоснование жалобы её податель ссылается на пункты 1, 5.1 и 11 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, согласно которому Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта; является юридическим лицом; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности.
Вместе с тем, по мнению кассатора, Росжелдор не имеет полномочий представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве, поскольку указанное Положение таких полномочий не содержит. При этом податель жалобы ссылается на статью 2 Закона о банкротстве, пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" и пункт 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, согласно которым ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС России в отзыве на кассационную жалобу поддержала изложенные в ней доводы, просит отменить принятые судебные акты, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
В заседании суда кассационной инстанции представители Росжелдора и представитель ФНС России поддержали кассационную жалобу.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. При этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между Росжелдором (государственный заказчик), Федеральным государственным унитарным предприятием "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" (далее по тексту - ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта", заказчик-застройщик) и обществом "Омсктранспроект" (проектировщик) заключён государственный контракт от 05.10.2009 N 532д, по условиям которого государственный заказчик поручает, а проектировщик обязуется в соответствии с техническим заданием на разработку проектной документации объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционного проекта "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" (приложение N 1) выполнить инженерные изыскания, разработать проектную документацию, получить положительные заключения федерального государственного учреждения "Главгосэкспертиза России" на результаты инженерных изысканий и проектную документацию объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках комплексного инвестиционного проекта "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", а заказчик-застройщик обязуется принять выполненные работы и оплатить их результат.
Согласно пункту 3.6 государственного контракта от 05.10.2009 N 532д оплата работ производится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 N 1082-р "О перечне инвестиционных проектов, по которым разрабатывается проектная документация за счёт бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации" и инвестиционного соглашения от 05.06.2009 N А7-25-с/09 "О реализации комплексного инвестиционного проекта "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", реализуемого при государственной поддержке за счёт бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее по тексту - инвестиционное соглашение от 05.06.2009 N А7-25-с/09).
В соответствии с пунктом 6.1.1 государственного контракта от 05.10.2009 N 532д государственный заказчик обязан осуществлять финансирование заказчика-застройщика для оплаты выполненных работ в порядке и сроки, предусмотренные в пункте 4 настоящего контракта с учётом доведения лимитов бюджетных обязательств.
31.12.2013 между ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" и должником подписан акт взаимных расчётов, согласно которому сумма непогашенного аванса по государственному контракту от 05.10.2009 N 532д составила 10 621 591 руб. 99 коп.
Письмом от 22.12.2015 Росжелдор уведомил ФНС России о необходимости предъявления требования по обязательствам перед Российской Федерации в деле о несостоятельности (банкротстве) на основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, что и явилось основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ФНС России, исходил из того, что требование в размере 20 818 321 руб.
59 коп., из которых 10 621 591 руб. 99 коп. - основного долга (непогашенного аванса), 10 196 729 руб. 60 коп. - пени (за нарушение срока сдачи работ) основано на обязательственных отношениях, существующих между Росжелдором, ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" и обществом "Омсктранспроект", в связи с чем ФНС России является неуполномоченным лицом на подачу заявления в части включения в реестр требований кредиторов должника требования, вытекающего из государственного контракта от 05.10.2009 N 532д. При этом судом установлено, что между обществом "Омсктранспроект" и Российской Федерацией гражданско-правовые правоотношения по поводу спорной суммы отсутствуют, к обязательным платежам данная сумма не относится. Кроме того, для оплаты работ заключено инвестиционное соглашение от 05.06.2009 N А7-25-с/09 и для обеспечения эффективности капитальных вложений при проведении работ заключён государственный контракт от 05.10.2009 N 533д, стороной которых должник не является.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, считает выводы судов правомерными.
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 по запросу уполномоченного органа таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, федеральные органы исполнительной власти, которые имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или требования по денежным обязательствам, участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам или денежным обязательствам и оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно приложению N 2 к Положению о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, к числу органов, требования которых представляет уполномоченный орган в делах о банкротстве, отнесены:
1. Министерство финансов Российской Федерации;
2. Федеральное агентство по государственным резервам;
3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
4. Федеральная таможенная служба;
5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);
6. Орган местного самоуправления по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);
7. Фонд социального страхования Российской Федерации;
8. Федеральная служба судебных приставов;
9. Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Поскольку заявление о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 20 818 321 руб. 59 коп. подано лицом, не являющимся стороной обязательственного правоотношения, на котором основано заявленное требование, и не уполномоченным на предъявление требований Росжелдора, суд первой инстанции правомерно отказал ФНС России в удовлетворении её заявления.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых определения и постановления судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены принятых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется. В этой связи кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Омской области от 04.02.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 по делу N А46-7761/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
О.В. Кадникова |
Судьи |
С.А. Доронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 по запросу уполномоченного органа таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, федеральные органы исполнительной власти, которые имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или требования по денежным обязательствам, участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам или денежным обязательствам и оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно приложению N 2 к Положению о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, к числу органов, требования которых представляет уполномоченный орган в делах о банкротстве, отнесены:
...
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 августа 2016 г. N Ф04-1277/16 по делу N А46-7761/2015
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7007/16
04.08.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1277/16
11.05.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2234/16
05.05.2016 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-7761/15
12.04.2016 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4624/16
12.04.2016 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4688/16
05.04.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1277/16
17.03.2016 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3097/16
18.02.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14689/15
18.02.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1105/16
16.11.2015 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-7761/15