• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2016 г. N Ф04-2968/16 по делу N А27-14910/2015

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Рассматривая положения частей 11 и 19 статьи 39 Устава в их соотношении с точки зрения установленного Постановлением N 16 принципа телеологического толкования норм права, а также с учетом толкования, данного Верховным Судом Российской Федерации в решении от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, суд кассационной инстанции полагает, что они имеют своей целью установление презумпции необходимости внесения платы за пользования инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования субъектами такого пользования.

Однако эти субъекты в перевозочных отношениях, как правило, противостоят одному перевозчику - ОАО "РЖД", которое занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг грузовых железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что установлено в частности определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2014 N 305-КГ14-1681. Другими словами, сильной стороной подобного правоотношения является перевозчик, зачастую являющийся также владельцем инфраструктуры, то есть субъектом получения платы за пользование путями общего пользования.

Таким образом, положения частей 11 и 18 статьи 39 Устава должны толковаться так, что в договорах между перевозчиком и ветвевладельцем могут быть согласованы условия, отличающиеся в пользу ветвевладельца от установленных частью 11 статьи 39 Устава оснований для внесения платы (в этом смысле часть 11 статьи 39 Устава диспозитивна), но не могут содержать ограничения установленных частью 18 статьи 39 Устава оснований освобождения его от такой платы (в этом смысле часть 18 статьи 39 Устава императивна).

В связи с этим суд кассационной инстанции полагает, что определенные судом условия договоров не противоречат закону и не нарушают баланс интересов сторон, поскольку, с одной стороны, включенные в договор основания внесения управлением платы за пользования путями общего пользования не выходят за пределы части 11 статьи 39 Устава, с другой, условия договора не ограничивают применения части 18 статьи 39 Устава и не препятствуют управлению снять с себя как ветвевладельца эту обязанность, доказав в каждом конкретном случае то обстоятельство, что вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от него.

Поэтому суд первой инстанции правомерно не включил в договоры предложенное управлением условие, дублирующее положения части 18 статьи 39 Устава, указав на отсутствие для этого оснований.

Это согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.09.2009 N 4550/09, заключающейся в том, что если в преддоговорном споре, в котором стороны спорят об определении условий договора, отношения сторон регулируются императивной нормой, то условия, регулирующие те же отношения, подлежат исключению судом из договора. В подобной ситуации отношения сторон регулируются непосредственно императивными нормами."