Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тюмень |
|
17 февраля 2017 г. |
Дело N А46-7389/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Зиновьевой Т.А.
Севастьяновой М.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных отношений Омской области на решение от 07.09.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 28.11.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А46-7389/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибойл" (644121, г. Омск, ул. Сулеймана Стальского, д. 8, корп. 1, кв. 6, ОГРН 1055509033073, ИНН 5505039263) к министерству имущественных отношений Омской области (644043, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5, ОГРН 1045504006822, ИНН 5503079101) о признании незаконным отказа.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибойл" (далее - ООО "Сибойл", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:7682 и обязании в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу издать распоряжение о предоставлении в аренду, без проведения торгов обществу указанного земельного участка.
Определением суда к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Решением от 07.09.2016 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.11.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок у Министерства препятствует предоставлению данного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшими до 01.03.2015, что влечет невозможность исполнения судебного акта. Указывает на временный характер сведений о земельном участке, содержащихся в государственном кадастре, полагает, что при отсутствии государственной регистрации права собственности Омской области на участок, запись о нем будет аннулирована.
Кассатор также обращает внимание на то, что по делу N А46-15316/2016 принято к производству заявление Министерства к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании права собственности на испрашиваемый обществом земельный участок.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 09.04.2012 ООО "Сибойл" обратилось в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением о выборе земельного участка, находящегося в собственности Омской области с кадастровым номером 55:36:120103:122, местоположение которого установлено в 15 м западнее относительно пятиэтажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Шебалдина, д. 68, и предварительном согласовании места размещения объекта: центра социального обслуживания населения.
Комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 03.05.2012 принято решение о возможности выбора участка с кадастровым номером 55:36:120103:122 для строительства центра социального обслуживания населения; распоряжением от 04.06.2012 N 743-р департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кроме того, распоряжением от 23.04.2013 N 710-р Министерства имущественных отношений Омской области утвержден акт о выборе земельного участка и предварительно согласовано место размещения центра социального обслуживания населения, на земельном участке, находящемся в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:120103:122; обществу предложено обеспечить проведение работ по формированию земельного участка.
В результате проведения кадастровых работ из земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:122 был образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:7682, площадью 2 162 кв. м, из состава земель населенных пунктов, с разрешенным использованием "для строительства центра социального обслуживания населения".
Вновь образованный участок поставлен на кадастровый учет 25.07.2013.
В ответ на обращения общества от 22.08.2015, 25.02.2016 Министерство письмами от 23.09.2015, от 29.03.2016 отказало обществу в предоставлении участка в аренду без торгов в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности Омской области на данный объект недвижимости.
Полагая, что отказ Министерства является незаконным, ООО "Сибойл" обратилось в суд с настоящим требованием.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, учитывая положения части 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), статей 11.2, 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 17 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также соблюдение обществом положений указанного Кодекса, действовавших в момент спорных отношений, пришли к выводу о наличии оснований для предоставления спорного земельного участка в аренду. При этом отметили, что отсутствие факта государственной регистрации права муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок не имеет правового значения в целях оценки законности оспариваемого отказа.
Обозначенные выводы являются правомерными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности отказа Министерства в предоставлении участка, что нарушает права и законные интересы ООО "Сибойл", поскольку процедура по выбору и образованию земельного участка для общества соответствовала изложенным нормам земельного законодательства.
При этом было установлено, что на основании обращения общества в 2013 году был утвержден акт выбора земельного участка для строительства, предварительно согласовано место размещения центра социального обслуживания населения, после чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет 25.07.2013.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Аргумент кассатора о том, что в установленном законом порядке спорный земельный участок не зарегистрирован как собственность Омской области, судами обоснованно отклонен, поскольку преобразование (разделение) земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:122, на который зарегистрировано право собственности Омской области, возникновение нового земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:7682, испрашиваемого заявителем, и отсутствие зарегистрированного права Омской области на такой участок, не препятствуют заинтересованному лицу распоряжаться таким участком. Иного из норм действующего законодательства не следует.
Было обоснованно отмечено, что отказ регистрирующего органа в регистрации соответствующего права в сложившейся ситуации значения не имеет.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела, установленным в результате исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств (статья 71 АПК РФ).
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не способны повлечь выводы о неправильности позиции судов и ошибочности судебных актов, эти доводы являлись предметом рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Необходимо также учесть, что основанием предоставления земельного участка в аренду после завершения процедуры выбора и предварительного согласования места размещения объекта (23.04.2013) являлись положения пункта 8 статьи 31, подпункта 3 пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), а также обозначенные переходные положения Закона N 171-ФЗ. Уполномоченный орган уклонился от надлежащего и своевременного исполнения соответствующих обязанностей.
Таким образом, нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актах в соответствии со статьей 288 АПК РФ, нет. В удовлетворении жалобы Министерства надлежит отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.09.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.11.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7389/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, учитывая положения части 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), статей 11.2, 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 17 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также соблюдение обществом положений указанного Кодекса, действовавших в момент спорных отношений, пришли к выводу о наличии оснований для предоставления спорного земельного участка в аренду. При этом отметили, что отсутствие факта государственной регистрации права муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок не имеет правового значения в целях оценки законности оспариваемого отказа.
...
Необходимо также учесть, что основанием предоставления земельного участка в аренду после завершения процедуры выбора и предварительного согласования места размещения объекта (23.04.2013) являлись положения пункта 8 статьи 31, подпункта 3 пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), а также обозначенные переходные положения Закона N 171-ФЗ. Уполномоченный орган уклонился от надлежащего и своевременного исполнения соответствующих обязанностей."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2017 г. N Ф04-6868/16 по делу N А46-7389/2016