г. Тюмень |
|
8 июня 2017 г. |
Дело N А27-12703/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Зиновьевой Т.А.
Шуйской С.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Белевич Н.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кокорина Ильи Леонидовича на решение от 24.11.2016 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Петракова С.Е.) и постановление от 10.02.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.Е., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-12703/2016 по заявлению индивидуального предпринимателя Кокорина Ильи Леонидовича (ОГРНИП 304420528000282, ИНН 420515447202) к администрации города Кемерово (650000, г. Кемерово, проспект Советский, 54, ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) о признании незаконным отказа.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Останина В.В.) в заседании участвовал представитель индивидуального предпринимателя Кокорина Ильи Леонидовича Дорошкевич Е.М. по доверенности от 01.02.2016.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Кокорин Илья Леонидович (далее - ИП Кокорин И.Л., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Кемерово (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 13.05.2016 N 06-02-01/1186, в подготовке проекта планировки территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово, с утверждением в составе данного проекта красных линий, предусматривающих отнесение к территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201004:201 и обязании администрации обеспечить подготовку и утверждение проекта планировки территории микрорайона, включающего чертеж или чертежи планировки территории с отображением красных линий, предусматривающих отнесение к территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201004:201 и отделяющих земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201004:201 от территории общего пользования, в срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, с принятием решения о подготовке проекта планировки территории и подготовкой проекта планировки территории в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения арбитражного суда по результатам рассмотрения настоящего заявления.
Решением от 24.11.2016 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 10.02.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования ИП Кокорина И.Л. оставлены без удовлетворения.
ИП Кокорин И.Л. обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить полностью, считая их незаконными, принятыми с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствующими обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, красные линии в составе проекта межевания территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово были утверждены незаконно, в отсутствие чертежа красных линий, утвержденного проектом планировки указанной территории; в результате утверждения проекта межевания территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово созданы препятствия в реализации права заявителя на приватизацию земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости, поскольку указанным проектом межевания были установлены красные линии, отделившие данный земельный участок от территории микрорайона, таким образом, включившие указанный земельный участок в территорию общего пользования; устранение указанных препятствий возможно путем публичного обсуждения и утверждения проекта планировки территории; выводы арбитражного суда первой инстанции об установлении красных линий в отношении спорной территории не подтверждены допустимыми доказательствами; ширина дороги (проезжей части) по ул. Волгоградская в районе расположения спорного земельного участка в красных линиях установлена с нарушением региональных нормативов градостроительного проектирования; предметом споров по делам N А27-8144/2008-5, N А27-5606/2005-5 являлись другие требования, основанные на других обстоятельствах, существенно отличающихся от обстоятельств настоящего дела, кроме того, предприниматель не участвовал в указанных делах в качестве стороны или третьего лица; проект планировки и проект застройки микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово администрацией арбитражному суду представлен не был; предметом требований по настоящему делу являлось возложение на администрацию обязанности установить красные линии (путем подготовки проекта планировки территории), а не произвести их корректировку, поскольку красные линии (как следует из имеющихся в деле доказательств) до утверждения проекта межевания территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово вообще не были установлены; в отсутствие проекта планировки элемент планировочной структуры не может считаться выделенным, при этом неотъемлемым элементом основной части проекта планировки территории являются чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии и в отсутствие которых невозможно определение параметров планируемого развития элемента планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Кокорин И.Л. является собственником объекта недвижимости - отдельно стоящего здания общественного туалета, общей площадью 119,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, пр. Ленина, 116, на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0201004:201, площадью 1 144,4 кв. м (свидетельство от 13.07.2011).
Земельный участок используется предпринимателем на основании соглашения от 01.09.2011 о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 19.01.2007 N 07-0040, заключенному между комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области и обществом с ограниченной ответственностью "Кора".
В целях реализации в дальнейшем права на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201004:201 предприниматель 28.10.2015 обратился в администрацию с запросом о предоставлении правового акта об утверждении проекта планировки территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово, с чертежом (чертежами) планировки территории, на котором отображены красные линии.
Администрацией за N 06-02-09-01/3189 от 20.11.2015 направлены в адрес предпринимателя документы.
Установив из представленных документов, что спорный земельный участок вынесен за пределы микрорайона N 14 города Кемерово, а именно пределы, установленные проектом межевания, отделяющие микрорайон от улицы Волгоградская, ИП Кокорин И.Л. 16.12.2015 обратился в администрацию с заявлением об обеспечении подготовки и утверждении проекта планировки территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово, об утверждении в составе данного проекта красных линий, предусматривающих отнесение к территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201004:201.
Администрацией от 11.01.2016 за N 06-02-05-01/2-1 предпринимателю в удовлетворении заявления отказано.
В обоснование отказа указано следующее: на основании проекта застройки микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово, в установленном законом порядке разработан и утвержден распоряжением администрации от 30.12.2010 N 6119 проект межевания территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово; объект недвижимости, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201004:201 (выстроенный в 1980 году), проектом застройки микрорайона N 14, предусмотрен не был; отсутствуют правовые основания для подготовки и утверждения проекта планировки территории указанного микрорайона в части утверждения красных линий с целью отнесения к территории микрорайона земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201004:201. Данный отказ не был обжалован.
ИП Кокорин И.Л. 22.04.2016 повторно обратился в администрацию с заявлением об обеспечении подготовки и утверждении проекта планировки территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово, об утверждении в составе данного проекта красных линий, предусматривающих отнесение к территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201004:201.
Ответом от 13.05.2016 N 06-02-09-01/1186 администрация отказала в разработке проекта планировки, сославшись на то, что элемент планировочной структуры - микрорайон N 14 Ленинского района - выделен, территория микрорайона застроена, в размещении объектов федерального, регионального и местного значения необходимость отсутствует, законных оснований для разработки проекта планировки территории не имеется.
Полагая отказ администрации в подготовке проекта планировки территории микрорайона N 14 Ленинского района город Кемерово незаконным, нарушающим права и законные интересы, ИП Кокорин И.Л. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Судами также установлено, что согласно представленным администрацией выкопировкам из генерального плана, схемы микрорайона N 14, фрагментам из публичной кадастровой карты, карты транспортной инфраструктуры генерального плана городского округа испрашиваемый земельный участок находится за красной линией микрорайона N 14, в границах муниципального инженерно-транспортного коридора, отнесенного к территории общего пользования.
Данные обстоятельства ранее также были установлены Арбитражным судом Кемеровской области и отражены во вступивших в законную силу судебных актах от 30.10.2008 по делу N А27-8144/2008-5, от 26.09.2005 по делу N А27-5606/2005-5.
Споры по указанным делам инициированы бывшим собственником объекта недвижимости - отдельно стоящего здания общественного туалета общей площадью 119,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, пр. Ленина, 116, обществом с ограниченной ответственностью "Кора", в целях оспаривания отказа уполномоченного органа в приватизации спорного земельного участка.
Кроме того, согласно постановлению администрации города Кемерово от 25.10.2007 N 148 "О проектах планировки" (далее - постановление N 148) установлено считать действующими и подлежащими применению проекты планировки территории (проекты детальной планировки и проекты застройки), разработанные и согласованные до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1997 N 73-ФЗ, в том числе проект застройки микрорайона N 14 Ленинского района (1977 года).
Строительство объектов на застроенных территориях осуществляется без подготовки проектов планировки при условии соответствия проекта строительства местным нормативам градостроительного проектирования.
Согласно пояснениям администрации в отношении территории микрорайона N 14 все элементы планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов) выделены, границы земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства установлены, линейные объекты размещены, территория застроены, необходимости и оснований в настоящее время для осуществления планировки данной территории нет.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что предприниматель не оспаривает доводы администрации о том, что микрорайон N 14 на данный момент застроен, все элементы планировочной структуры выделены, таким образом, заявитель не оспаривает законность действующей документации по планировке.
Вместе с тем из оснований заявленных требований следует, что существующей планировкой нарушаются его права на выкуп земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201004:201, и изменение местоположения красных линий позволит ему реализовать право на выкуп земельного участка. По существу заявитель считает, что красные линии в составе проекта планировки территории микрорайона N 14 не утверждались в порядке, установленном действующим гражданским законодательством, вследствие чего их отображение в проекте планировки территории неправомерно.
Данные доводы судом отклонены, поскольку красные линии были установлены еще в семидесятых годах прошлого столетия, отражение красных линий в проекте застройки микрорайона N 14, выполненном в 1970 году, не вступает в противоречие с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции, учитывая представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства по делу, в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о том, что доводы, изложенные в обоснование заявленных требований, не основаны на нормах действующего градостроительного законодательства и документально не подтверждены.
Оценивая довод администрации о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об обжаловании ненормативного правового акта, суд исходил из того, что причиной повторного обращения явился факт пропуска предпринимателем срока на обжалование отказа, первоначально изложенного в ответе от 11.01.2016 N 06-02-05-01/2-1, в связи с чем посчитал, что заявителем пропущен срок на обжалование отказа, первоначально изложенного в указанном ответе.
Однако, учитывая, что суд пришел к выводу о неправомерности и необоснованности заявленных требований, факт пропуска срока для обращения в арбитражный суд признан не имеющим правового значения.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился, указав, что отражение красных линий в проекте застройки микрорайона не противоречит закону, несогласие заявителя с выводом суда о пропуске срока на обжалование отказа, первоначально изложенного в ответе от 11.01.2016, не влияет на законность принятого судебного акта, с учетом того, что спор рассмотрен по существу.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что основанием для признании ненормативного акта недействительным является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в предмет доказывания по настоящему входит установление обязанности заинтересованного лица по обеспечению подготовки и утверждению проекта планировки территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово, об утверждении в составе данного проекта красных линий, предусматривающих отнесение к территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201004:201, следовательно, и, как следствие, установление того, по каким предусмотренным законом основаниям подлежит принятию такое решение.
Частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 статьи 42 ГрК РФ 3 основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;
3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Частями 1, 2 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
Из положений указанных норм вытекает, что необходимость подготовки проекта планировки и возможность принятия решения о подготовке документации по планировке территории на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории обусловлены определенными целями, которые являются результатом данного вида территориального планирования - выделение элементов планировочной структуры, установление границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определение характеристик и очередности планируемого развития территории.
Судами установлено, что согласно постановлению N 148 принято считать действующими и подлежащими применению проекты планировки территории (проекты детальной планировки и проекты застройки), разработанные и согласованные до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1009 N 73-ФЗ, в том числе проект застройки микрорайона N 14 Ленинского района (1977 год).
В данном случае в отношении территории микрорайона N 14 все элементы планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов) выделены, границы земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, установлены, линейные объекты размещены, территория застроена, необходимости в настоящее время для осуществления планировки данной территории нет.
Таким образом, наличие оснований для принятия решения о подготовке документации по планировке территории судами не установлено, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя отказано правомерно.
Кроме того, проекты планировки и межевания территории содержат характеристики земельных участков, обязательные для применения всеми лицами, которые имеют в собственности или пользовании земельные участки, расположенные на данной территории, а также всеми иными лицами, которые могут осуществлять какую-либо строительную деятельность, капитальный ремонт, реконструкцию здания, прокладку коммуникаций, магистралей, улиц, государственными органами, которые дают разрешения и согласования на осуществление такой деятельности. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом красных линий (границ территорий общего пользования), которые являются обязательным элементом проекта планировки территории города.
Следовательно, документами территориального планирования определяется содержание правоотношений по использованию земельных участков, сама возможность расположения какого-либо объекта на земельном участке и использование последнего, в то время как заявитель, по сути, просит изменить документы территориального планирования под фактически существующий объект.
Судами правильно отмечено, что заявитель не согласен с местоположением красных линий в конкретном месте расположения принадлежащего ему объекта, однако данное обстоятельство не обосновывает обязанность заинтересованного лица по обеспечению подготовки и утверждению проекта планировки территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово с точки зрения целей территориального планирования, предусмотренных градостроительным законодательством, в связи с чем вопрос о прохождении определенной части красных линий не мог быть рассмотрен в порядке, предусмотренном для правоотношений по подготовке и утверждению документации по планировке территории.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.11.2016 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.02.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12703/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частями 1, 2 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
...
Судами установлено, что согласно постановлению N 148 принято считать действующими и подлежащими применению проекты планировки территории (проекты детальной планировки и проекты застройки), разработанные и согласованные до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1009 N 73-ФЗ, в том числе проект застройки микрорайона N 14 Ленинского района (1977 год)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2017 г. N Ф04-1513/17 по делу N А27-12703/2016