г. Тюмень |
|
14 июня 2017 г. |
Дело N А81-3252/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" на постановление от 24.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А81-3252/2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (629804, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, улица Муравленко, дом 42Б, ИНН 8905018707, ОГРН 1028900704250) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Зои Космодемьянской, дом 59, ИНН 8901006041, ОГРН 1028900510297) об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.04.2016 в части.
В заседании приняли участие представители:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - Викол В.А. по доверенности от 17.01.2017 N 6, Людкевич А.А. по доверенности от 17.01.2017 N 7.
Суд установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (далее - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Фонд) об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.04.2016.
Решением от 15.12.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением от 24.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт о прекращении производства по делу.
Обратившись с кассационной жалобой, Фонд, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение от 15.12.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
По мнению Фонда, апелляционный суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ", не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось с кассационной жалобой, так как считает, что оно принято с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Заслушав представителей Фонда, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ", проверив законность судебного акта апелляционного суда в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что в период с 01.04.2016 по 29.04.2016 Фондом была проведена плановая комплексная проверка использования ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" средств, полученных из бюджета Фонда на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование денежных средств в сумме 8 242 079,87 руб.
По результатам проведенной проверки 29.04.2016 составлен акт, согласно которому ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в течение 10 дней обязано уплатить в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 8242079,87 руб., а также штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 824 207,98 руб.
Не согласившись с актом проверки от 29.04.2016 ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в адрес Фонда направлено возражение 10.05.2016 к акту проверки от 29.04.2016.
Фонд, рассмотрев возражения к акту проверки от 29.04.2016, направил в адрес ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" письмо "О результатах рассмотрения возражений" от 18.05.2016 N 1379, согласно которому возражения признаны частично обоснованными.
С учетом частичного принятия возражений ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в течение 10 дней обязано уплатить в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 3 980 838,47 руб., а также штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 398083,85 руб.
ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ", не согласившись с актом проверки от 29.04.2016 и письменным сообщением "О результатах рассмотрения возражений" от 18.05.2016 N 1379, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в части требования уплаты в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению в размере 205 383,05 руб.
В удовлетворении заявления в остальной части судом первой инстанции отказано.
Суд апелляционной инстанции указал, что акт проверки использования средств обязательного медицинского страхования по своей правовой природе является процессуальным документом, в котором излагаются установленные в ходе проверки обстоятельства, в том числе факт совершения правонарушения; акт проверки подписан не руководителем Фонда, а проверяющими; акт проверки не носит властно-распорядительного характера; не является окончательным документом проверки и сам по себе не влечет для заявителя правовых последствий, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
Кроме того, апелляционный суд указал, что ни Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), ни иными нормативными актами Фонду не предоставлено право принудительного исполнения по отношению к проверяемому лицу требований, содержащихся в акте проверки.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что в рассматриваемом случае акт проверки по своей правовой природе и характеру не обладает всеми квалифицирующими признаками ненормативного правового акта, подлежащего обжалованию в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, и не может являться самостоятельным предметом спора в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что суд апелляционной инстанции неправильно истолковал нормы материального права, в связи с чем в нарушение норм процессуального права прекратил производство по настоящему делу.
Принимая судебный акт, апелляционный суд не учел, что под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Акт проверки по своей правовой природе является процессуальным документом, в котором излагаются установленные в ходе проверки обстоятельства, в том числе факт совершения правонарушения, и служит одним из доказательств.
На основании пункта 12 части 2 статьи 34, части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.15, 9.19 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика: осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в порядке, установленном Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение N 73).
Согласно подпункту 23.3 пункта 23 Положения N 73 по результатам проверки составляется акт проверки, включающий в себя заключительную часть, включающую обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Таким образом, акт проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых Фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению.
Следовательно, акт проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован организацией в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 288 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Таким образом, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции подлежит отмене, дело - передаче в Восьмой арбитражный апелляционный суд для рассмотрения по существу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 2, 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 24.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3252/2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 12 части 2 статьи 34, части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.15, 9.19 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика: осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в порядке, установленном Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение N 73).
...
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июня 2017 г. N Ф04-1459/17 по делу N А81-3252/2016
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1459/17
18.08.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8969/17
14.06.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1459/17
24.03.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1023/17
15.12.2016 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3252/16
10.08.2016 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3252/16