г. Тюмень |
|
25 июля 2017 г. |
Дело N А75-13049/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска на решение от 12.01.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 18.04.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А75-13049/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационное управление N 2" (628310, город Нефтеюганск, микрорайон 16, дом 35, 78, ИНН 8604042417, ОГРН 1088604000100) к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска (628309, город Нефтеюганск, улица Строителей, 4/1, ИНН 8604045440, ОГРН 1098604000692) об оспаривании предписания.
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационное управление N 2" (далее - ОАО "ЖЭУ N 2", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания от 08.09.2016 N 101-МЖК/П, выданного отделом муниципального жилищного контроля Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Нефтеюганска (далее - орган муниципального контроля).
Решением от 12.01.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 18.04.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное ОАО "ЖЭУ N 2" требование удовлетворено.
В кассационной жалобе орган муниципального контроля, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
Орган муниципального контроля утверждает, что внеплановая проверка деятельности ОАО "ЖЭУ N 2" проведена в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые органом муниципального контроля судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "ЖЭУ N 2" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Нефтеюганск, микрорайон 10, дом 22 (далее - спорный дом).
В связи с обращением собственника квартиры N 67 спорного дома органом муниципального контроля проведена проверка законности повышения обществом тарифа по содержанию и ремонту общего имущества этого дома.
По результатам проверки составлен акт от 08.09.2016 N 101-МЖК/А, в котором сделан вывод о том, что при исчислении платы за содержание и ремонт общего имущества в период с августа 2013 года по июнь 2015 года ОАО "ЖЭУ N 2" незаконно применялся тариф в размере 34 руб. 07 коп., а в период с июля 2015 года - 35 руб. 09 коп., установленный решением от 01.11.2014 N 2 общего собрания собственников спорного дома.
В связи с отсутствием кворума на этом собрании названное решение признано органом муниципального контроля ничтожном в силу статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С целью устранения выявленного проверкой нарушения органом муниципального контроля вынесено оспариваемое заявителем предписание от 08.09.2016 N 101-МЖК/П, которым на общество возложена обязанность в срок до 30.10.2016 произвести перерасчет собственнику квартиры N 67 излишне начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества спорного дома за период с 10.08.2013 по 01.09.2016 исходя из размера платы 24 руб. 88 коп. за 1 кв. м площади жилого помещения.
Удовлетворяя требование ОАО "ЖЭУ N 2" о признании недействительным указанного предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из содержания части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса следует, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса).
Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определен Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 N 115-оз "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 115-оз).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 115-оз в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством и законодательством автономного округа в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, органами муниципального жилищного контроля осуществляется, в том числе контроль за предоставлением коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых (нежилых) помещениях.
Пунктом 3 части 6 статьи 2 названного Закона установлено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется, в том числе путём выдачи предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, относящихся к сфере деятельности органов муниципального жилищного контроля.
В нарушение названных норм орган муниципального контроля был осуществлён контроль и выдано предписание в отношении жилищного фонда, не отнесённого к муниципальному жилищному фонду (квартира N 67 спорного дома).
Доводы органа муниципального контроля о наличии у него права на проведение проверки в отношении жилого фонда, который не относится к муниципальному, со ссылкой на статью 165 Жилищного кодекса, обоснованно отклонены судами, поскольку полномочия, возложенные на органы местного самоуправления указанной статьёй не относятся к мерам муниципального жилищного контроля, по результатам внеплановой проверки деятельности управляющей организации они уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений.
С учётом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о превышении органом муниципального контроля пределов предоставленных ему полномочий при выдаче оспариваемого предписания являются верными.
Кроме того, суды обоснованно указали на отсутствие у органа муниципального контроля оснований для признания ничтожным решения собрания собственников помещений спорного дама, оформленного протоколом от 01.11.2014 N 2.
В силу пункта 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны, в том числе сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме.
По мнению органа муниципального контроля, решение собрания собственников помещений оформленное протоколом от 01.11.2014 N 2 принято в отсутствие кворума.
Вопреки доводам органа муниципального контроля отсутствие в протоколе общего собрания собственников спорного дома сведений о документах, подтверждающих право собственности, части помещений в доме не свидетельствует о фактическом отсутствии кворума при принятом решении.
Указанное решение собственников не было оспорено в установленном порядке.
При таких обстоятельствах у органа муниципального контроля не имелось правовых оснований для отклонения решения собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 01.11.2014 N 2.
Совокупность указанных обстоятельств, оцененных судами во взаимной связи в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позволила судам прийти к обоснованному выводу, что оспариваемое заявителем предписание не соответствует жилищному законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.01.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 18.04.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-13049/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны, в том числе сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2017 г. N Ф04-2643/17 по делу N А75-13049/2016