г. Тюмень |
|
18 октября 2017 г. |
Дело N А46-125/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Белевич Н.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шеленберга Владимира Яковлевича на решение от 10.03.2017 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 19.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Золотова Л.А.) по делу N А46-125/2017 по заявлению индивидуального предпринимателя Шеленберга Владимира Яковлевича (ОГРНИП 308551717700017, ИНН 550115209727) к администрации Кормиловского муниципального района (646970, Омская обл., Кормиловский р-н, р.п. Кормиловка, ул. Ленина, 20, ОГРН 1025501654177, ИНН 5517003159) о признании незаконным бездействия.
В заседании до отложения судебного разбирательства путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Краецкая Е.Б.) участвовал представитель индивидуального предпринимателя Шеленберга Владимира Яковлевича Рязанова М.С. по доверенности от 22.12.2016.
После отложения в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Краецкая Е.Б.) участвовали представители:
от индивидуального предпринимателя Шеленберга Владимира Яковлевича - Рязанова М.С. по доверенности от 22.12.2016;
от администрации Кормиловского муниципального района - Парамут Т.Н. по доверенности от 09.08.2017.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Шеленберг Владимир Яковлевич (далее - ИП Шеленберг В.Я., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кормиловского муниципального района (далее - администрация, заинтересованное лицо), выразившегося в нерассмотрении заявления Шеленберга В.Я. от 26.11.2014 о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:09:05 06 01:21 площадью 21 474 000 кв. м, местоположение: Омская область, Кормиловский район, Михайловское сельское поселение, Чересполосный участок СПК "Богдановское" н.п. Дальний из земель сельскохозяйственного назначения, и обязании администрации заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка.
Решением от 10.03.2017 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 19.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказано.
ИП Шеленберг В.Я. обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, считая их незаконными, необоснованными, требования предпринимателя удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, материалами дела не подтверждается факт завершения процедуры передачи участка в собственность по заявлению Шеленберга В.Я. от 24.11.2014; вывод судов о завершении процедуры по рассмотрению заявления предпринимателя лишает последнего права на получение земельного участка в собственность; заявитель имеет право на предоставление земельного участка по законодательству, действующему на дату возникновения правоотношения, несмотря на дальнейшее изменение закона; до внесения соответствующих сведений в ЕГРП бездействие администрации незаконным не являлось и не нарушало прав заявителя ввиду наличия объективных препятствий для заключения договора купли-продажи, следовательно, заявление по настоящему делу подано в пределах трехмесячного срока с даты, когда заявителю стало известно о нарушении своих прав.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации от 02.08.2011 N 542-п "О предоставлении земельного участка в аренду Шеленбергу В.Я. для сельскохозяйственного производства, местоположение: Омская область, Кормиловский район, Михайловское сельское поселение, чересполосный участок СПК "Богдановское" н.п. Дальний" между администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) в тот же день заключен договор N АЗ-09-58/2011 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 55:09:05 06 01:21 площадью 21 474 000 кв. м, местоположение: Омская область, Кормиловский район, Михайловское сельское поселение, чересполосный участок СПК "Богдановское" н.п. Дальний из земель сельскохозяйственного производства.
Шеленберг В.Я. 26.11.2014 обратился в адрес администрации с заявлением (вход. N 4583) о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
По итогам рассмотрения заявления предпринимателя на основании постановления администрации от 19.12.2014 N 899-п земельный участок был предоставлен в собственность за плату Шеленбергу В.Я.; 19.12.2014 сторонами заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:09:05 06 01:21.
Решением от 13.01.2016 Кормиловского районного суда Омской области по делу N 2-473/2015 указанный договор признан недействительным, восстановлено право аренды Шеленберга В.Я. по договору аренды от 02.08.2011 N АЗ-09-58/2011.
Полагая, что имеется бездействие администрации, выразившееся в нерассмотрении заявления Шеленберга В.Я. от 26.11.2014 о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:09:05 06 01:21, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, учитывая, что администрация исполнила возложенную на нее обязанность по рассмотрению обращения предпринимателя, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований предпринимателя.
При этом указал, что признание договора купли-продажи земельного участка недействительным на основании решения от 13.01.2016 Кормиловского районного суда Омской области по делу N 2-473/2015 не влечет возникновения обязанности заинтересованного лица по повторному рассмотрению заявления предпринимателя.
Исходя из положений части 4 статьи 198, части 2 статьи 117, части 2 статьи 9 АПК РФ, правовых позиций, сформированных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 N 6-П, в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, учитывая, что решение от 13.01.2016 Кормиловского районного суда Омской области по делу N 2-473/2015 вступило в законную силу 21.07.2016, и именно с этого момента начинает течь срок давности на обжалование бездействия администрации, поскольку с заявлением в Арбитражный суд Омской области Шеленберг В.Я. обратился 11.01.2017 (вход. N 1340), суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске срока подачи заявления в арбитражный суд.
При этом отметил, что то обстоятельство, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержались сведения о праве собственности иного лица на спорный земельный участок, не может приостанавливать течение сроков, поскольку указанное относится к исполнению конкретного решения суда общей юрисдикции и не исключает возможности предпринимателя защищать нарушенное, по его мнению, право.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился, дополнительно указав, что законодательство, регулирующее порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, претерпело существенные изменения, и возможность возврата к ранее действовавшей процедуре предоставления таких участков отсутствует в принципе.
Судом апелляционной инстанции установлено, что, как следует из решения от 13.01.2016 Кормиловского районного суда Омской области по делу N 2-473/2015, признание недействительным договора купли-продажи спорного земельного участка и применение последствий его недействительности, в том числе в виде восстановления права аренды Шеленберга В.Я. на данный участок, осуществлено судом по иску прокурора района.
При этом доводы прокурора о том, что сделка по продаже указанного земельного участка является ничтожной на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации по причине его продажи по цене ниже рыночной, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства по указанному делу.
Так, в числе прочего районным судом установлено, что к заявлению о передаче земельного участка в собственность в нарушение действующего законодательства Шеленбергом В.Я. не было приложено никаких документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка в течение трех лет; на протяжении срока действия договора аренды у Шеленберга В.Я. имелась задолженность по арендной плате, которая не была погашена ни на момент обращения его с заявлением о предоставлении земельного участка, ни на момент заключения договора купли-продажи участка (при определении рыночной стоимости земельного участка в размере 2 190 000 руб. у Шеленберга В.Я. имелась задолженность по оплате арендной платы в размере 3 018 190 руб., то есть в размере, превышающем выкупную цену земельная участка); организация проведения рыночной оценки земельного участка была осуществлена самим заявителем; столь низкая рыночная стоимость, содержащаяся в представленном отчете об оценке, необоснованно не вызвала сомнение сотрудников администрации, равно как и то, что договор на выполнение оценки, акт выполненных работ и осмотр земельного участка были фактически составлены (осуществлены) в один день (10.12.2014); администрация не мотивировала передачу востребованного земельного участка по рыночной стоимости, а не по цене, установленной субъектом Российской Федерации; указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недостоверности определенной отчетом рыночной стоимости земельного участка.
Учитывая изложенное, апелляционный суд по настоящему делу не принял во внимание довод заявителя о том, что постановление от 19.12.2014 N 889-пот о передаче земельного участка в собственность Шеленбергу В.Я. на сегодняшний день не отменено, не признано незаконным, поскольку установленный факт несоответствия определенной отчетом оценщика рыночной цены спорного земельного участка порочит также и указанное постановление о передаче в собственность за такую плату данного участка.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действующей в рассматриваемом периоде) переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ, которая действовала в рассматриваемом периоде, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6 статьи 34 ЗК РФ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что в рассматриваемом случае вся предусмотренная законом процедура по предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность Шеленбергу В.Я. была завершена, что свидетельствует об отсутствии какого-либо бездействия со стороны администрации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований предпринимателя.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для физических лиц составляет 150 руб.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.03.2017 Арбитражного суда Омской области и постановление от 19.06.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-125/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Шеленбергу Владимиру Яковлевичу из федерального бюджета 2 850 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 21.08.2017.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ, которая действовала в рассматриваемом периоде, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6 статьи 34 ЗК РФ).
...
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для физических лиц составляет 150 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2017 г. N Ф04-4027/17 по делу N А46-125/2017