город Тюмень |
|
11 декабря 2017 г. |
Дело N А70-280/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 11 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.,
судей Бедериной М.Ю.,
Доронина С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.04.2017 (судья Безиков О.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А70-280/2017 по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (644046, город Омск, улица Маршала Жукова, дом 154, ИНН 5504233490, ОГРН 1125543044318) об оспаривании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Водопроводная, 38, ИНН 7202121900, ОГРН 1037200663323) от 17.10.2016 N 253/03 "Об отмене распоряжения".
В судебном заседании принял участие представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Смурыгин И.М. по доверенности от 24.11.2017.
Суд установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее по тексту - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту - Управление Росимущества) от 17.10.2016 N 253/03 "Об отмене распоряжения", которым отменено распоряжение Управления Росимущества от 21.10.2015 N 295/03 о закреплении за Учреждением на праве оперативного управления недвижимого имущества, входящего в состав казны Российской Федерации, - нежилого помещения общей площадью 73 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Рощинский переулок, дом 62/3, кадастровый номер 72:24:0305006:2909 (далее по тексту - объект недвижимого имущества).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.04.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017, в удовлетворении заявления отказано.
Суды пришли к выводу о правомерности действий Управления Росимущества по отмене своего распоряжения от 21.10.2015 N 295/03, которое противоречило правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.08.2014 N 1570-р и Приказу Росимущества от 02.10.2014 N 382 о включении спорного объекта недвижимого имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, как имущества, нереализованного в период действия прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы.
Учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы её податель ссылается на незаконность включения спорного объекта недвижимого имущества в прогнозный план приватизации, утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2014 N 1570-р; указывает на то, что имущество было предоставлено Учреждению Администрацией города Тобольска для ведения уставной деятельности и использовалось им с 2007 года; впоследствии спорный объект недвижимого имущества был передан в федеральную собственность именно с целью проведения процедуры закрепления его на праве оперативного управления за Учреждением.
По мнению кассатора, имущество, используемое Учреждением, было включено в прогнозный план приватизации в результате технической ошибки.
Как указывает податель жалобы, исполнение распоряжения об изъятии имущества у Учреждения причинит ему значительный ущерб, сделает невозможным его уставную деятельность в городе Тобольске, поскольку иных помещений для размещения объединённой гидрометеорологической станции Тобольск у Учреждения в указанном городе не имеется.
Как считает кассатор, Управление Росимущества не имело полномочий на отмену в порядке самоконтроля ранее принятого им распоряжения о закреплении имущества за Учреждением.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Учреждения поддержал кассационную жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Росимущества от 21.10.2015 N 295/03 за Учреждением на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, входящее в состав казны Российской Федерации, - спорный объект недвижимого имущества.
Право оперативного управления было зарегистрировано Учреждением в установленном порядке.
Распоряжением Управления Росимущества от 17.10.2016 N 253/03 "Об отмене распоряжения" с изменениями, внесёнными распоряжением от 22.12.2016 N 328/03, в связи с включением спорного объекта недвижимого имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, отменено распоряжение Управления Росимущества от 21.10.2015 N 295/03.
Согласно пунктам 2 и 3 распоряжения от 17.10.2016 N 253/03 Управление Росимущества обязало Учреждение в срок до 01.11.2016 обеспечить подготовку актов приёма-передачи имущества в казну Российской Федерации, а также в 20-дневный срок после подписания актов зарегистрировать прекращение права оперативного управления в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Полагая, что распоряжение от 17.10.2016 N 253/03 "Об отмене распоряжения" нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что Управлением Росимущества в установленном порядке реализованы полномочия, предусмотренные Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, утверждённым приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.04.2009 N 122 (далее по тексту - Положение об Управлении Росимущества), наделяющие его необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе, правом его изъятия из оперативного управления, на котором спорное имущество находилось у Учреждения, что также соответствует нормам гражданского законодательства. В рассматриваемом случае основанием, повлёкшим отмену распоряжения Управления Росимущества от 21.10.2015 N 295/03, являлось внесение спорного объекта недвижимого имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2014 N 1570-р и Приказом Росимущества от 02.10.2014 N 382, принятым до вынесения распоряжения Управления Росимущества от 21.10.2015 N 295/03.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2014 N 1570-р утверждены изменения, внесённые в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, согласно пункту 3 которого спорный объект недвижимого имущества отнесён к перечню иного имущества, планируемого к приватизации в 2014 - 2016 годах.
В связи с этим Приказом Росимущества от 02.10.2014 N 382 на Управление Росимущества возложена обязанность по установлению запрета на осуществление любых сделок с имуществом, прямое или косвенное обременение имущества и вовлечение его в хозяйственный оборот с даты приказа и до перехода права собственности на имущество к покупателю.
При этом в пункте 2.9 названного Приказа Росимущества прописано, что до даты принятия решения об условиях приватизации имущества Управлению Росимущества обеспечить прекращение (при наличии) права хозяйственного ведения и (или) оперативного управления на объекты недвижимого имущества, права аренды и (или) постоянного бессрочного пользования на земельные участки с внесением соответствующих изменений в реестр федерального имущества и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем, несмотря на наличие Приказа Росимущества от 02.10.2014, распоряжением Управления Росимущества от 21.10.2015 N 295/03, спорный объект недвижимого имущества был закреплён на праве оперативного управления за Учреждением.
В этой связи распоряжение Управления Росимущества от 21.10.2015 N 295/03 было правомерно отменено оспариваемым распоряжением Управления Росимущества от 17.10.2016 N 253/03 "Об отмене распоряжения" в порядке самоконтроля.
Действия Управления Росимущества по отмене своего распоряжения соответствуют требованиям пункта 2 статьи 296, пунктов 1, 2, 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществлены в пределах компетенции, установленной пунктом 4.2.14 Положения об Управлении Росимущества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Учреждения, не опровергают правильности применения судами двух инстанций норм материального права, а выражают несогласие с изложенными в решении суда первой инстанции и постановлении апелляционного суда выводами.
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств дела не свидетельствует о судебной ошибке и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений судами норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.04.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 по делу N А70-280/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
О.В. Кадникова |
Судьи |
М.Ю. Бедерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что Управлением Росимущества в установленном порядке реализованы полномочия, предусмотренные Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, утверждённым приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.04.2009 N 122 (далее по тексту - Положение об Управлении Росимущества), наделяющие его необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе, правом его изъятия из оперативного управления, на котором спорное имущество находилось у Учреждения, что также соответствует нормам гражданского законодательства. В рассматриваемом случае основанием, повлёкшим отмену распоряжения Управления Росимущества от 21.10.2015 N 295/03, являлось внесение спорного объекта недвижимого имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2014 N 1570-р и Приказом Росимущества от 02.10.2014 N 382, принятым до вынесения распоряжения Управления Росимущества от 21.10.2015 N 295/03.
...
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2014 N 1570-р утверждены изменения, внесённые в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, согласно пункту 3 которого спорный объект недвижимого имущества отнесён к перечню иного имущества, планируемого к приватизации в 2014 - 2016 годах.
...
Действия Управления Росимущества по отмене своего распоряжения соответствуют требованиям пункта 2 статьи 296, пунктов 1, 2, 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществлены в пределах компетенции, установленной пунктом 4.2.14 Положения об Управлении Росимущества."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф04-4959/17 по делу N А70-280/2017