г. Тюмень |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А67-430/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Томск РТС" на решение от 23.05.2017 Арбитражного суда Томской области (судья Сенникова И.Н.) и постановление от 25.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Марченко Н.В., Павлюк Т.В.) по делу N А67-430/2017 по заявлению акционерного общества "Томск РТС" (634050, город Томск, переулок Нахановича, дом 4А, ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) об оспаривании предписания.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "УК Новый век", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом", Шилков Сергей Константинович, Пономарева Тамара Анатольевна.
Суд установил:
акционерное общество "Томск РТС" (далее - АО "ТомскРТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - департамент) от 30.09.2016 N П-3591/1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "УК Новый век" (далее - ООО "УК Новый век"), Шилков Сергей Константинович, Пономарева Тамара Анатольевна, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом" (далее - ООО УК "Дом").
Решением от 23.05.2017 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 25.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования общества отказано.
В кассационной жалобе АО "ТомскРТС", ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное им требование.
Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
По мнению общества, судами не учтено, что последний технический осмотр общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: город Томск, Иркутский тракт, 174/2 (далее - МКД), был произведен 19.03.2014; его проверка перед отопительным сезоном 2015-2016 годов не производилась, акт ввода в эксплуатацию не составлялся; акты от 01.09.2015 не могут служить основанием для осуществления учета тепловой энергии по прибору учета; акт от 01.04.2016 никем не оспорен и подписан со стороны исполнителя коммунальных услуг; вопрос о правомерности предъявления доначисленных сумм к оплате непосредственно потребителям коммунальных услуг департаментом при проведении проверки не исследовался.
В отзыве на кассационную жалобу Шилков С.К., соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жильцов МКД, департаментом проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что АО "ТомскРТС" необоснованно предъявило собственникам данного дома в счетах-квитанциях за июнь 2016 года плату за коммунальную услугу по отоплению, доначисленную им за период с октября 2014 года по февраль 2016 года исходя из нормативов потребления.
По результатам проверки департаментом 30.09.2016 составлен акт N П-3591/1 и выдано предписание N П-3591/1, согласно которому обществу необходимо в срок до 25.11.2016 устранить нарушения подпункта "г" пункта 31 и пункта 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: произвести жителям МКД перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период с октября 2014 года по март 2016 года исходя из объема тепловой энергии, потребленной согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, с апреля 2016 года - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления.
Не согласившись с указанным предписанием, АО "ТомскРТС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у департамента правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания в связи с нарушением порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 36 Правил N 354 отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется названными Правилами.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
На основании абзаца второго пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В силу пункта 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (при наличии технической возможности установки такого прибора учета), а также по истечении указанного в пункте 59(1) Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке оснащение и (или) введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, плата за предоставленную коммунальную услугу рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60(1) Правил N 354).
Таким образом, расчет платы за отопление производится по нормативу потребления, если в многоквартирном доме отсутствует (не установлен) общедомовой прибор учета тепловой энергии; в случае выхода из строя такого прибора учета, истечения срока его эксплуатации применение нормативов потребления допускается только по истечении предельного количества периодов, указанных в пункте 59(1) Правил N 354.
Из материалов дела следует, что перерасчет платы за отопление произведен обществом на основании пунктов 89, 90 Правил N 1034 в связи с выявленным 01.04.2016 фактом нарушений в функционировании узла учета тепловой энергии.
Так, согласно акту от 01.04.2016, составленному представителями АО "ТомскРТС" Мамоновым Е.В. и ООО "УК Новый век" Гасановым Е.Г., при проведении проверки приборов узла учета тепловой энергии было выявлено: несоответствие установленных параметров вычислителя тепловой энергии Multical 66Е (100 л/имп) и расходомера ВМГ-65 (250 л/имп); теплопреобразователи Pt-500 установлены с нарушениями инструкции по монтажу; не закреплены линии связей приборов учета.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что в соответствии с актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, составленному представителями АО "ТомскРТС" Мамоновым Е.В. и ООО УК "Дом" Пегушиным С.В., в результате технического осмотра приборов узла учета расхода тепловой энергии и проверки комплектности необходимой технической документации установлено соответствие узла учета тепловой энергии МКД требованиям пункта 6 Правил N 1034; узел учета допущен в эксплуатацию с 19.03.2014 и опломбирован.
01.09.2015 с участием специалистов общества были составлены и подписаны акты гидравлических испытаний, акт на сброс теплофикационной воды, акт проверки систем теплопотребления и тепловых сетей потребителей тепловой энергии к отопительному сезону в 2015 году, акт проверки тепловых сетей, сетей ГВС, тепловых пунктов и систем ГВС потребителей в 2015 году, акт опломбирования, акты включения.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что акт проверки приборов узла учета тепловой энергии от 01.04.2016 и акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии с 19.03.2014, подписанные одним и тем же лицом (Мамоновым Е.В.), содержат противоречивые сведения о монтаже прибора учета; в акте от 01.04.2016 не отражены указанные в пункте 81 (12) Правил N 354 случаи, при которых прибор учета считается вышедшим из строя, и обстоятельства, свидетельствующие о наличии таковых; в течение спорного периода общество рассчитывало объем обязательств потребителей по оплате тепловой энергии по показаниям прибора учета и замечаний к его работе не имело; отсутствие доказательств осведомленности потребителей о нарушении функционирования узла учета ранее 01.04.2016, суды пришли к верному выводу, что предусмотренных Правилами N 354 оснований для доначисления платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления у АО "ТомскРТС" не имелось.
Вопреки позиции общества Правила N 1034 не подлежат применению при осуществлении расчета объема тепловой энергии, поставляемой в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирных домах, поскольку рассматриваемые правоотношения в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и представленных участвующими в деле лицами доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.05.2017 Арбитражного суда Томской области и постановление от 25.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-430/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"01.09.2015 с участием специалистов общества были составлены и подписаны акты гидравлических испытаний, акт на сброс теплофикационной воды, акт проверки систем теплопотребления и тепловых сетей потребителей тепловой энергии к отопительному сезону в 2015 году, акт проверки тепловых сетей, сетей ГВС, тепловых пунктов и систем ГВС потребителей в 2015 году, акт опломбирования, акты включения.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что акт проверки приборов узла учета тепловой энергии от 01.04.2016 и акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии с 19.03.2014, подписанные одним и тем же лицом (Мамоновым Е.В.), содержат противоречивые сведения о монтаже прибора учета; в акте от 01.04.2016 не отражены указанные в пункте 81 (12) Правил N 354 случаи, при которых прибор учета считается вышедшим из строя, и обстоятельства, свидетельствующие о наличии таковых; в течение спорного периода общество рассчитывало объем обязательств потребителей по оплате тепловой энергии по показаниям прибора учета и замечаний к его работе не имело; отсутствие доказательств осведомленности потребителей о нарушении функционирования узла учета ранее 01.04.2016, суды пришли к верному выводу, что предусмотренных Правилами N 354 оснований для доначисления платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления у АО "ТомскРТС" не имелось.
Вопреки позиции общества Правила N 1034 не подлежат применению при осуществлении расчета объема тепловой энергии, поставляемой в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирных домах, поскольку рассматриваемые правоотношения в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 ЖК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2017 г. N Ф04-5329/17 по делу N А67-430/2017