Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Комитета
социальной защиты населения г. Москвы
и Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы
от 30 августа 2001 г. N 158/147
Временная инструкция
по расчету потребности в дезинфицирующих средствах учреждений социальной защиты населения
Настоящая Временная инструкция обязательна для учреждений социальной защиты населения и центров Госсанэпиднадзора.
Срок действия - с момента введения.
1. Общие положения
1.1. Все сведения при проведении расчета потребности учреждений социальной защиты населения в дезинфицирующих средствах приводятся в соответствии с нормативными правовыми документами, утвержденными Минздравом России.
1.2. Использовать дезинфицирующие средства следует с учетом данных об устойчивости к ним циркулирующих на объекте микроорганизмов в соответствии с "Методическими рекомендациями по ускоренному определению устойчивости бактерий к дезинфекционным средствам", утвержденными Минздравом России от 10.01.2000 N 1100/27-0-117, сведения о которой должны быть получены в ходе осуществления производственного контроля.
1.3. Расчет потребности ведется для каждого дезинфицирующего средства, используемого (планируемого для использования) в учреждении социальной защиты населения, зарегистрированного на территории Российской Федерации, имеющего сертификат соответствия, методические указания по его применению, методы контроля его качества, содержания действующих веществ, включая экспресс методы, утвержденные Минздравом России, а также методы контроля остаточного количества дезинфекционного средства на объектах внешней среды.
При выборе дезинфицирующих средств необходимо отдавать предпочтение препаратам, обладающим:
- широким спектром антимикробного действия (бактерицидными, вирулицидными, фунгицидными свойствами);
- малой токсичностью (относящимся к веществам третьего - четвертого класса опасности);
- сочетанным действием (моющее + дезинфицирующее);
- возможностью многоразового использования рабочего раствора;
- способностью противостоять формированию у микроорганизмов толерантности к ним;
- низкой агрессивностью по отношению к материалам, из которых изготовлены изделия медицинского назначения;
- стабильностью при хранении и транспортировке.
При прочих равных условиях необходимо также учитывать стоимость рабочих растворов дезинфицирующих средств (оптимальное соотношение "эффективность - расходная норма - цена").
1.4. Расчет потребности в дезинфицирующих средствах ведется в каждом структурном подразделении учреждения социальной защиты населения (сведения о кратности проведения дезинфекционных мероприятий на объектах структурных подразделений приведены в приложении 6 настоящей инструкции), в котором действующими санитарными нормативами, ведомственными инструктивно-методическими материалами предусматривается проведение дезинфекционных работ в профилактических целях. По некоторым объектам обеззараживания (контейнеры для бытовых, пищевых, медицинских отходов, площадки для сбора отходов, площадки для дезинфекции транспорта и т.п.) можно проводить по совокупным объемам объектов учреждения в целом.
Сведения о числе структурных подразделений некоторых учреждений социальной защиты населения можно получить из соответствующих форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденных Госкомстатом России от 19.09.2000 N 80 (например, данные о числе отделений временного проживания в центрах социального обслуживания содержатся в строке 11 раздела II формы N 6-собес).
1.5. Для расчета потребности учреждения социальной защиты населения в дезинфицирующих средствах приказом руководителя учреждения создается рабочая группа, включающая необходимое число заместителей (в т.ч. по экономическим вопросам), инженерно-технических работников, сотрудников бухгалтерии и др. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов, геронтологических, реабилитационных центрах и центрах социального обслуживания в состав комиссии включаются директор центра, главная медсестра, заведующие и старшие медсестры структурных подразделений (выборочно), заведующий аптекой. В случае необходимости по согласованию могут привлекаться специалисты территориальных центров госсанэпиднадзора.
В структурных подразделениях расчет потребности в дезинфицирующих средствах проводится в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящей инструкции, данные суммируются и представляются по шаблону (приложение 3) лицу, ответственному по приказу за составление сводной заявки по учреждению в целом.
1.6. Расчет потребности в дезинфицирующих средствах по учреждению в целом проводится на основании данных, представленных структурными подразделениями, по шаблону (приложение 4) лицом, ответственным за составление сводной заявки по учреждению, и представляется на утверждение его руководителю.
1.7. Окончательные объемы потребности в дезинфицирующих средствах решаются комиссией и утверждаются руководителем учреждения.
1.8. При расчете потребности в дезинфицирующих средствах обязательно учитываются объекты обеззараживания и способ обеззараживания - протирание (орошение) или погружение. Учитывая высокую заболеваемость туберкулезом населения в г. Москве вообще, и пациентов ПНИ в частности, а также принимая во внимание то, что зачастую пациенты с туберкулезом (или подозрением на туберкулез) по различным причинам несвоевременно переводятся в специализированные стационары и довольно длительное время вынужденно находятся в ПНИ, обычную практику проведения профилактической дезинфекции на этих объектах при наличии указанных пациентов следует изменить путем увеличения объема проводимых дезинфекционных мероприятий. В частности, необходимо проводить обеззараживание мокроты, плевательниц, столовой посуды, остатков пищи, белья (нательного и постельного), камерную обработку постельных принадлежностей, помещений, предметов обстановки, мягкой мебели, выделений, предметов ухода за больными, игрушек, книг, санитарно-технического оборудования по режиму, установленному для туберкулезной инфекции. При осуществлении указанных мероприятий необходимо руководствоваться требованиями "Методических указаний по классификации очагов туберкулезной инфекции, проведению и контролю качества дезинфекционных мероприятий при туберкулезе", утвержденных МЗ СССР 4 мая 1979 г. N 10-8/39, 1980-79.
1.9. При обеззараживании методом протирания (орошения) расчет потребности в дезинфицирующих средствах ведется с учетом следующих данных (приложение 1 к настоящей инструкции): объекты обеззараживания (графа 2), число объектов обеззараживания в штуках (графа 3), поверхность одного объекта обеззараживания в кв.м (графа 4); общая площадь обработки при текущей уборке (графа 5), общая площадь обработки при генеральной уборке (графа 6), расход рабочего раствора на 1 кв.м. способом протирания (графа 7), способом орошения (графа 8); концентрация рабочего раствора при текущей уборке (графе 9), концентрация рабочего раствора при генеральной уборке (графа 10), количество исходного препарата в 1 литре рабочего раствора при текущей уборке (графа 11), количество исходного препарата в 1 литре рабочего раствора при генеральной уборке (графа 12); количество рабочего раствора на 1 обработку при текущей уборке (графа 13), количество рабочего раствора на 1 обработку при генеральной уборке (графа 14); количество исходного препарата в общем объеме рабочего раствора при текущей уборке (графа 15), количество исходного препарата в общем объеме рабочего раствора при генеральной уборке (графа 16); частота обработок при текущей уборке (графа 17), частота обработок при генеральной уборке (графа 18); число обработок в месяц при текущей уборке (графа 19), число обработок в месяц при генеральной уборке (графа 20); количество исходного препарата в месяц при текущей уборке (графа 21), количество исходного препарата в месяц при генеральной уборке (графа 22), количество исходного препарата в месяц - всего (графа 23).
1.10. При обеззараживании методом погружения (замачивания) расчет потребности в дезинфицирующих средствах ведется с учетом следующих данных (приложение 2 к настоящей инструкции):
объекты обеззараживания (графа 2); единица измерения объектов обеззараживания - литр, штука, набор (графа 3); общие объемы объектов обеззараживания в литрах, штуках, наборах в смену (графа 4), количество рабочего раствора на 1 единицу измерения (графа 5), концентрация рабочего раствора в процентах (графа 6), количество исходного препарата в рабочем растворе на единицу измерения (графа 7), кратность обработок в смену (графа 8), количество рабочего раствора в течение смены всего (графа 9), количество исходного препарата на смену (графа 10), число дней использования рабочего раствора в месяц (графа 11), количество исходного препарата на месяц (графа 12).
2. Определение объекта обеззараживания
2.1. Наиболее трудоемким при расчете потребности в дезинфицирующих средствах является определение объекта обеззараживания. Вместе с тем, "объект обеззараживания" является наиболее стабильной единицей учета.
2.2. В графе 2 приложения 1 и приложения 2 указываются все объекты, подлежащие обеззараживанию в соответствии с действующими нормативными и организационно-распорядительными документами Минтруда, Минздрава России, Комитета социальной защиты населения г. Москвы, Комитета здравоохранения г. Москвы и органов и учреждений госсанэпидслужбы г. Москвы.
2..3. Площади поверхностей, как объекта обеззараживания, определяются путем выборки подлежащих профилактической дезинфекции помещений на основании поэтажных планов или экспликаций всех зданий и строений учреждения социальной защиты населения. Единицей измерения является кв.м.
Площадь внутренней поверхности помещения, подлежащей дезинфекции, рассчитывается: S_пола + S_стен (рассчитывается по формуле S_стен = 2 h (а + b) а - длина, b - ширина, h - высота помещения.
Допускается вместо высоты помещения обрабатывать стены на высоту не более 2 м.) = S_ внутренней поверхности любого помещения, подлежащей обработке.
2.4. Площади поверхностей санитарно-технического оборудования, как объекта обеззараживания рассчитываются, исходя из приведенных ниже нормативов:
- площадь одной ванны принимается за 3 кв.м;
- площадь одного унитаза или "биде" принимается за 0,5 кв.м;
- площадь одной раковины принимается за 0,5 кв.м;
- площадь одного душевого поддона принимается за один кв.м;
Например: в отделении имеется 2 ванны, 5 унитазов и 5 раковин.
Суммарная площадь поверхностей санитарно-технического оборудования (с.т.о.), подлежащего дезинфекции, составит (в кв. м): S_с.т.о. = 2 х 3 + 5 х 0,5 + 5 х 0,5 = 11 кв.м.
2.5. Площадь поверхностей одной кушетки, каталки, матраца с особым покрытием, стула, прикроватной тумбочки рассчитывается (дезинфекционной обработке в учреждениях стационарного профиля подлежат в случае выписки или смерти пациента с применением моюще-дезинфицирующих средств IY класса опасности, разрешенных к применению в присутствии людей например, дезэфект, ника-экстраМ, септодор и др) по формуле: S_поверх. = a x b (произведение ширины на длину), а при необходимости все это умножается на 2 или на 4, в зависимости от того, сколько сторон должно обрабатываться.
2.6. При расчете потребности в дезинфицирующих средствах для обработки поверхностей при проведении текущей и генеральной уборок помещений, мебели, оборудования в соответствии с действующими нормативными документами учитывается кратность их проведения (приложение 5 к настоящей инструкции), а также способ обеззараживания - орошения из гидропульта или протирания дезинфицирующим раствором, в соответствии с действующими методическими указаниями на дезинфицирующее средство.
2.7. При расчете потребности в дезинфицирующих препаратах необходимо учитывать, что при текущей уборке проводится протирание кушеток, каталок, стоматологических кресел, матрацев, мебели, оборудования и других предметов, находящихся в помещении, протирание пола, санитарно-технического оборудования; при генеральной, помимо отмеченного, осуществляется обработка стен.
Например: Объемы дезинфицирующих средств для обеззараживания стоматологического кресла рассчитываются по числу посещений; кушеток в приемном отделении - по числу принятых пациентов, и так далее.
2.8. При планировании расхода дезинфицирующих средств для обработки поверхностей следует производить расчет, исходя из норм расхода рабочего раствора на 1 кв.м. обрабатываемой площади в соответствии с действующими методическими указаниями по применению каждого дезинфицирующего средства, утвержденными Минздравом России.
Например:
при использовании в качестве дезинфицирующих препаратов хлорамина, самаровки необходимо при протирании - 0,1 л раствора на 1 кв.м, при орошении - 0,2-0,3 л на 1 кв.м. Кроме того, необходимо учитывать число рабочих смен в месяц (год), число рабочих дней в месяц (год), число недель в год для отделений (кабинетов), работающих круглогодично и число рабочих недель для отделений (кабинетов), работающих только в рабочие дни.
2.9. Расчет потребности в дезинфицирующих средствах, исходя из вышеизложенного, можно вести по многим объектам обеззараживания сразу на год, поделив объемы затем на 12 месяцев или по сменам и месяцам.
2.10. Примерный расчет потребности в дезинфицирующих средствах для дезинфекции поверхностей способом протирания (орошения) - приложение 1 к настоящей инструкции:
2.10.1. В графе 2 указываются все объекты обеззараживания по видам помещений, затем обязательно высчитываются общие площади обрабатываемых поверхностей объектов (графа 5) и далее рассчитывается количество исходного препарата на смену (месяц).
По каждой строке заполняются все графы. Затем ведется расчет по строкам:
а) Графа 13 (количество рабочего раствора для проведения текущей дезинфекции всего в литрах при способе протирания) = графа 5 х графа 7.
б) Графа 14 (количество рабочего раствора для проведения генеральной уборки в литрах) = графа 6 х графа 8 при способе орошения или графа 6 х графа 7 при способе протирания.
в) Графа 15 (количество исходного препарата в общем объеме рабочего раствора при текущей уборке) = графа 11 х графа 13.
г) Графа 16 (количество исходного препарата в общем объеме рабочего раствора при генеральной уборке) = графа 12 х графа 14.
д) Графа 21 (количество исходного препарата в месяц при текущей уборке) = графа 15 х графа 19.
е) Графа 22 (количество исходного препарата в месяц при генеральной уборке) = графа 16 х графа 20.
2.11. Примерный расчет потребности в дезинфицирующих средствах для обеззараживания объектов способом погружения - приложение 2 к настоящей инструкции:
2.11.1. В графе 2 указываются все объекты обеззараживания, исходя из видов деятельности отделения (кабинета).
2.11.2. В графе 4 указывается объемы объектов обеззараживания в единицах измерения - штука, набор.
2.11.3. В графе 5 указывается количество рабочего раствора на единицу измерения (штука, набор).
2.11.5. В графе 7 указывается количество исходного препарата в рабочем растворе на единицу измерения (штука, набор), исходя из концентрации и т.д. (см. приложение 2 к настоящей инструкции).
2.11.6. Расчет ведется по каждой строке.
2.11.7. Расчет потребности в дезинфекционном средстве способом погружения (замачивания) в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции:
а) Количество рабочего раствора в течение смены (графа 9) = общие объемы объектов обеззараживания в смену (графа 4) х количество рабочего раствора на 1 единицу измерения (графа 5) х кратность обработок (графа 8).
б) Количество исходного препарата в общем объеме рабочего раствора в смену (графа 10) = количество исходного препарата в 1 литре рабочего раствора (графа 7) х количество рабочего раствора в течение смены всего (графа 9).
в) Количество исходного препарата на месяц (графа 12) = количество исходного препарата в общем объеме рабочего раствора в смену (графа 10) х число смен (рабочих дней в месяц): на число дней использования рабочего раствора (графа 11).
Например, дезинфекция проводится препаратом "Аламинол". Для дезинфекции пяти комплектов (ориентировочный среднедневной прием стоматологом пациентов домов-интернатов для престарелых и инвалидов) терапевтических стоматологических наборов (стандартных лотков - зонд, пинцет, гладилка, штопфер, экскаватор, стоматологическое зеркало), а также другого инструментария - боры, эндодонтические инструменты (дрильборы, корневые иглы, каналонаполнители и др.) ориентировочно требуется 10 л рабочего раствора 5%. На 1 л рабочего раствора необходимо 50 мл исходного дезинфекционного препарата; на 10 л - необходимо 500 мл (0,5 л) исходного препарата. Раствор может использоваться в среднем до 5 дней (если ранее не появляются признаки его загрязнения). Приняв число рабочих дней в месяце равным 22, получаем кратность смены раствора в месяц 4,4. Следовательно, на месяц требуется 0,5 л х 4,4 = 2,20 л исходного препарата (концентрата).
Таким образом, расчет потребности в дезинфектантах должен проводиться с учетом специфики каждого структурного подразделения и используемого дезинфекционного средства.
2.12. При обеззараживании методом погружения объектами обеззараживания являются изделия медицинского назначения, термометры, столовая посуда, предметы ухода за лежачими пациентами в случае выбытия или смерти (судна, утки, клеенки, поильники), перчатки.
2.13. Перед расчетом потребности в дезинфицирующих средствах необходимо в каждом подразделении, отделении (кабинете), если это не указано методических указаниях на конкретный дезинфекционный препарат, определить объем рабочего раствора, необходимый для полного покрытия объектов обеззараживания. Емкости для обеззараживания методом погружения должны быть вымерены с указанием объема дезинфицирующего раствора.
2.14. Кроме того, необходимо рассчитать число рабочих смен в месяц (год), число рабочих дней в месяц (год), число недель в год для отделений (кабинетов), работающих круглогодично и число рабочих недель для отделений (кабинетов), работающих только в рабочие дни.
2.15. По некоторым объектам обеззараживания при расчете потребности в дезинфицирующих средствах единицей учета будет посещение, процедура. Необходимо использовать также и первичную медицинскую документацию, в которой ведется учет объемов работы специалиста, кабинета, отделения. Так, для отдельных подразделений для расчета потребности в дезинфицирующих средствах могут использоваться сведения из статистических учетных медицинских форм, ведущихся в соответствующих подразделениях. Например, в стоматологическом (зубоврачебном) кабинете через единицу учета (посещение) определяется число индивидуальных стоматологических наборов, подлежащих дезинфекции; в физиотерапевтическом подразделении можно руководствоваться данными формы учета физиотерапевтических процедур за месяц (единица учета - процедура), заполняемой на основании "Карты больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете)" по форме N 044\у, утвержденной приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, - учитываются только процедуры, где используются изделия медицинского назначения, соприкасающиеся с полостями (тубусы пластмассовые, насадки для ингаляторов, ушные, гортанные и др.).
2.16. Для учета числа пациентов, проведенных ими койко-дней могут быть использованы сведения о фактически развернутых койко-местах, содержащихся в формах 2, 3, 4 - собес. Число пациентов можно использовать для расчета среднего числа шприцев одноразового пользования с учетов# манипуляций, проводимых в среднем одному пациенту, а число койко-дней - для расчета потребности в дезинфицирующих средствах для замачивания посуды. Используя данные о числе развернутых коек, можно рассчитать потребности в дезинфицирующих препаратах для обработки кроватей, тумбочек и стульев, так как у каждой койки должна быть тумбочка и стул.
2.17. Объемы рабочего раствора (в литрах) определяются, исходя из нормативов, приведенных в некоторых нормативных документах Минздрава России (Приложение 3 к приказу Минздрава СССР от 03.09.91 г. N 254 "О развитии дезинфекционного дела в стране"), а также в Методических указаниях по каждому дезинфекционному средству, утвержденных Минздравом России.
Так, расход рабочего раствора с учетом полного погружения изделия в раствор и заполнения его полостей составляет на один шприц - 0,1 л., на лоток со стоматологическими инструментами - примерно 2,5 л. (точное количество зависит от формы и объема емкости, в которой происходит замачивание) для замачивания одного комплекта столовой посуды (тарелки, кружка, столовые приборы) требуется 2 литра рабочего раствора, и т.д.
Таким образом, расчет потребности в дезинфектантах должен проводиться с учетом специфики каждого структурного подразделения и используемого дезинфекционного средства.
Заместитель председателя |
А.Г. Белов |
Заместитель главного врача |
О.И. Аксенова |
Заместитель председателя |
А.Г. Белов |
Заместитель главного врача |
О.И. Аксенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.